«Через 3 года низкоэмиссионный стеклопакет в России станет стандартным продуктом». Эксклюзивное интервью tybet.ru® Председателя Совета директоров ГК «СТиС» Дмитрия Сулина


Как уже сообщалось tybet.ru, в начале декабря 2011 года в Москве было подписано соглашение о реализации крупного российского инвестиционного проекта в области производства строительного стекла.

Предмет соглашения – создание совместного инновационного предприятия и строительство нового завода по производству специального (мультифункционального энергосберегающего) стекла в г. Раменское (Московская область), общей стоимостью 295 млн. евро.

Участники соглашения – государственная корпорация РОСНАНО, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), международная стекольная компания NSG Group, представленная в России торговой маркой Pilkington и крупнейший в России производитель стеклопакетов – Группа компаний «СТиС».

К настоящему времени о деталях сделки, со ссылкой на сайт Федеральной антимонопольной службы от 12.12.2011, нами сообщалось лишь об удовлетворении ходатайства «Пилкингтон Недерланд (№ 6) Б.В.» о приобретении 100 % доли ГК «СТиС», и о завершении комплексной экологической и социальной проверки (КЭСП), существующих объектов «Pilkington Russia» и объектов группы «СТиС», на базе которых будет создано новое совместное предприятие.

Подробнее о целях и задачах проекта, инвесторах, управленческой и юридической формах будущей компании, новом продукте, перспективах развития стекольной отрасли и рынке светопрозрачных конструкций, в частности, в эксклюзивном интервью tybet.ru рассказал Председатель Совета директоров ГК «СТиС» Дмитрий Сулин.

Информация о сроках строительства нового завода, запуске, производственной мощности, ассортименте будет освещена нами несколько позже и уже в ближайшее время.  

Благодарим Дмитрия Сулина за комментарии текущей информации
.

tybet.ru®: Дмитрий, прокомментируйте, пожалуйста, сообщение о покупке компании «СТиС» компанией «Пилкингтон». Так ли это?

– Вначале хотел бы объяснить, что собственно произошло, потому что звонили многие люди с вопросом: можно ли нас поздравить с тем, что мы продали «СТиС». «Нет, я ничего не продавал». – «Ну, как же, есть официальная информация…». А официальная информация следующего характера: со стороны голландской компании PN6 (прим. ред. Pilkington Nederland/Пилкингтон Недерланд № 6) был запрос в антимонопольный комитет на покупку 100% акций группы компаний «СТиС». Поскольку в названии PN6 чётко звучит имя «Пилкингтон», люди сделали вывод, что наверно «Пилкингтон» покупает «СТиС».

На самом деле вопрос лишь в структурировании сделки. Поскольку российский завод «Пилкингтон» принадлежит голландской компании PN6, то всеми акционерами, в состав которых входят NSG, « СТиС», РОСНАНО и ЕБРР, было принято решение, что «СТиС» и другие участники проекта станут акционерами в PN6. Общепринятая практика – структурировать сделки в России через различные оффшоры (как правило, это Голландия, Кипр, либо английские юрисдикции). Делается это не с целью уменьшения налогообложения, а с целью решать акционерные вопросы в юрисдикциях со сложившейся практикой правоприменения. Таким образом, и РОСНАНО (я повторю, что это государственная корпорация), и ЕБРР, и акционеры «СТиС», и Nippon Sheet Glass становятся совладельцами PN6. Возможно, без пояснений сделка выглядела причудливой, но теперь, надеюсь, всем станет намного понятнее.

tybet.ru®: Согласно условиям сделки, самой идеи, что именно создается? Какова мера участия в проекте каждой из сторон? 

– Я всегда и везде много лет говорил, что такого бизнеса, как «стеклопакетный» нет. Существует стекольный бизнес и производство стеклопакетов, как его неотъемлемая часть. Своим шагом, когда «СТиС» и «Пилкингтон» объединяются не на операционном уровне, а на уровне владения, мы показываем, что это единый бизнес, который будет развиваться по единым принципам и с едиными целями. Это одна из первых сделок по консолидации на рынке стекла РФ. Рано или поздно весь стекольный бизнес в РФ будет выстроен по такому же принципу, при той или иной степени аффилированности. Где-то это будет жесткая финансовая аффилированность, где-то – продуктовая, где-то – идеологическая, но, тем не менее, она будет.

Относительно инвесторов. Как анонсировалось, у новой компании 4 владельца: Nippon Sheet Glass, «СТиС», РОСНАНО и ЕБРР. Доля РОСНАНО - 20%, доля ЕБРР – 10%, между акционерами Nippon Sheet Glass и «СТиС» доли распределены справедливо.

РОСНАНО и ЕБРР – финансовые инвесторы. На какое-то время, достаточно долгое, они в бизнес вошли, но после, они из бизнеса будут выходить, продавая свою долю. В этом отличие финансового инвестора от стратегического. Nippon Sheet Glass и «СТиС» – стратегические инвесторы. Роль финансовых инвесторов в этом проекте – финансировать развитие бизнеса, т.е. строительства еще одного стекольного завода и линии по производству специальных стекол.

Я надеюсь, что в этом году мы приступим к строительству второго стекольного завода и займемся производством специальных стекол. Для чего это нужно – вопрос риторический, потому что всем и так понятен. Есть рынок, есть необходимость его развивать, есть запрос со стороны потребителей на развитие и есть ограниченные на сегодня мощности существующих в России стекольных предприятий, которые не могут этот спрос удовлетворить. Наверное, все помнят ситуацию в сезон 2011 года, когда в России просто не хватало низкоэмиссионного стекла. Своим шагом мы этот дефицит стараемся закрыть. Ну и как вы понимаете, свято место пусто не бывает, когда есть дефицит, он будет закрываться всеми. Компания «Гардиан» уже приступила к строительству стекольного завода и линии по производству низкоэмиссионного стекла в Ростовской области. «Асахи», вероятнее всего, тоже начнут строительство еще одной линии. Совместно построить стекольный завод есть намерение у «Сан-Гобен» и «SISICAM», по-моему, они стартуют уже в марте. И это очень хорошо, потому что наличие большого объема разнообразных продуктов серьезно разовьет рынок. От пассивного распределения квот на объемы, наконец, рынок перейдет в состояние агрессивного маркетинга.

tybet.ru®: На каком этапе сейчас находится проект? Какие сроки по строительству завода и запуску производства? Вопросов много…

– Сейчас выполняются юридические процедуры сделки, которые завершатся в ближайшие недели. Не смотря на то, что создаваемая компания не будет публичной (пока мы не планируем IPO), среди наших акционеров есть публичные и государственные компании, поэтому информация о ходе проекта: когда будет строиться, где будет строиться, в свое время будет официально объявлена. До определенного момента, я также воздержусь от подробностей. О сроках, этапах, планах мы расскажем чуть позже. Заверю, что все, что мы будем делать, будет освещаться, в том числе и на «тибете».

tybet.ru®: Вернемся к истории. Кому принадлежала инициатива реализовать проект в таком формате и составе?

– Много лет назад «СТиС» решил, что будет производить стекло. Тогда мы были зажаты рамками возможностей, но хотели развиваться и ни от кого не зависеть. По этой причине мы приступили к строительству своего стекольного завода и даже потратили на это много денег. К сожалению, в силу обстоятельств, проект пришлось остановить – случился кризис.

tybet.ru®: Где строился завод?

– На границе Московской и Калужской области.

Для осуществления задуманного мы стали искать другие возможности, и нашли их. В итоге получилось точно не хуже, чем мы бы сделали сами.

В достаточно двусмысленной ситуации в 2009 году оказался и российский «Пилкингтон». Да, красивый завод, да, великолепное стекло, но нужно было либо сворачивать бизнес на территории РФ, либо развиваться дальше. Предложив свое видение, мы смогли убедить владельцев завода в перспективности развития. И они согласились.

Что касается РОСНАНО – они очень хотели инвестировать в стекло, искали возможность, изучали отрасль, общались со многими, в том числе с нами. Это было в 2009 году. Наша концепция развития им понравилась больше.

Сам проект, который мы предложили партнерам, объективно, очень сложный, потому что предполагал четырехстороннюю сделку, причем весьма непростых сторон. Даже в истории компании «Пилкингтон», которой более 150 лет, таких сделок во всем мире еще никогда не совершалось. В истории РОСНАНО их также не было. Все интересы нужно было связать, учесть и предусмотреть. Нам это удалось. В конечном итоге, все получилось так, как мы задумали. Для этого была проделана огромная работа.

tybet.ru®: Расскажите подробнее о роли РОСНАНО? И что такое наностекло, если участие корпорации в проекте предполагает производство продуктов с применением этой инновации?

– Наностекло – это стекло, произведенное по нанотехнологии. Само стекло, как базовый продукт, делается по достаточно стандартной технологии, которая изобретена компанией «Пилкингтон» много лет назад. После они продали лицензии, и теперь по этой технологии стекло делает весь мир. Там никакого «нано» нет. А вот все, что связано с покрытиями, это и есть классические нанотехнологии.

Корпорация РОСНАНО вкладывает деньги в нашу компанию для развития именно этой технологии, для создания конкурентной среды в продуктах с использованием нанотехнологий. Но это не означает, что только мы будем производить стекло с использованием нанотехнологий. «Асахи» и «Гардиан» уже производят такое стекло. Просто в капитале этих компаний нет капитала РОСНАНО.

Безусловно, нам необходим не только финансовый вклад этой корпорации. Нам важно их участие и их возможный ресурс в создании необходимого регулирования отрасли. В РОСНАНО есть специальный фонд, который может использоваться в этих целях в определенных отраслях. РОСНАНО под это заточен. Это одна из их миссий, поэтому мы будем активно использовать их возможности для создания понятной системы техрегулирования в нашей отрасли, о которой так долго все говорят и которая всем нужна.

Мы много раз встречались, много раз на эту тему говорили. Этому были посвящены различные мероприятия, в том числе «стисовские» форумы. Мы поняли первое, что это надо. Поняли второе, что никто сейчас не готов это делать. Наше мнение в том, что пора перестать об этом говорить, наконец, это надо делать. Так как регулирование целой отрасли невозможно силами одной компании, сейчас мы вместе с РОСНАНО ищем прозрачный, понятный механизм, который предложим рынку.

tybet.ru®: Скажите, пожалуйста, активность стекольных компаний в отношении новых энергосберегающих продуктов как-то изменит рынок? В частности рынок светопрозрачных конструкций?

– При серьезном агрессивном воздействии сразу нескольких крупных игроков – «Асахи» «Пилкингтон», «Сан-Гобен», «Гардиан» я думаю, что рынок должен в ближайшие годы очень сильно измениться. Простой низкоэмиссионный пакет, полагаю, станет абсолютной нормой, какой в свое время стал стеклопакет.

tybet.ru®: Через какое время это может произойти?

– Думаю, 3 года и 80-90% стеклопакетов, которые производятся и потребляются в России, будут низкоэмиссионными. Это станет обычным стандартным продуктом. Но также, кроме этого стандартного продукта, все игроки рынка, в том числе «Пилкингтон», будут готовы предложить достаточно большое количество специальных продуктов, в том числе уникальных. Свои «фишки» есть у «Гардиан», у «Асахи», у «Пилкингтон», и на основе этих уникальных специальных продуктов в стеклопакетах будут выстраиваться продуктовые цепочки. Возможно, в последующем они будут выстраиваться и в окнах. Может, только я так считаю, может кто-то еще, но думаю, что все основные инновации в окне на ближайшие долгие годы будут лежать в области стекла. И это очень сильно изменит рынок. 

Обычная лобовая ценовая конкуренция станет конкуренцией продуктовых цепочек. Это принципиально совсем другое состояние рынка, когда конкурируют не цены на компоненты, а готовые продукты, существенно отличающиеся друг от друга.

Если сегодня, условно, все производят окна с низкоэмиссионным стеклом, то на рынке уже есть и продукты, которые одни производители могут предложить потребителю, другие нет, потому что с этими продуктами они не работают, и в этих цепочках не участвуют. Например, мультифункциональное стекло компании «Гардиан» или самоочищающееся стекло «Пилкингтон» (его нет больше ни у кого, кроме «Пилкингтона»).

tybet.ru®: Есть мнение, что сегодня использование в окнах специального стекла, не только «нано», но и обычного Low-E, для большинства достаточно дорого. Вы согласны? За счет чего эти продукты могли бы стать более доступными?

– Те продукты, которые становятся массовыми, в частности, просто низкоэмиссионное стекло, уже стоят столько, сколько и должны стоить. Те продукты, которые пока еще не активны в рынке, понятно, что дорогие. Затраты на их разработку велики. Производственный цикл построен так, что если ты перенастроил производственную линию и сделал, условно, 1000 м2, то это будет иметь огромную стоимость, а если перенастроил линию и сделал 1 млн. м2, это совсем другая стоимость. Это напрямую связано с состоянием рынка, с тем, какой объем уникального стекла он может потреблять. А это, в свою очередь, напрямую связано с теми усилиями, которые будут в это вложены.

Безусловно, по моему мнению, специальные продукты должны стать дешевле. Но и здесь, смотря, что с чем сравнивать. Если стоимость неких специальных свойств, которые несет в себе стекло сравнивать со стоимостью окна, то они и сейчас доступны. Стекло не настолько увеличивает стоимость окна, чтобы об этом много говорить.

tybet.ru®: Но об этом говорят ).

– Условно, окно стоит 6-7 тыс. руб. за м2. Низкоэмиссионное стекло стоит дороже прозрачного на 100 рублей. С учетом того, что в окне стекла всего 0,6-0,7 метра, то речь идет об удорожании 70 рублей, это около 1,5 %. Использование специального стекла, которое стоит 500-600 рублей за «квадрат», может привести к удорожанию 7-8 %, это, конечно, более существенно.

А говорят об этом те, кто по какой-то причине не хочет этим заниматься. Проще сказать конечному клиенту, что «да, есть такой продукт, но очень дорогой, зачем он тебе нужен?». Считается, что ввод такого продукта в линейку компании создает ей определенные сложности в логистике, в том, что сужается круг поставщиков. Гораздо проще, наверное, покупать 1-камерные, 2-камерные пакеты… Сотни компаний могут это предложить, дать скидки, отсрочки…

С низкоэмиссионным стеклом ситуация более сложная: меньший набор поставщиков – меньше маневра. Со специальным стеклом маневра будет еще меньше. Эту историю притормозить можно, но изменить нет.

tybet.ru®: Дмитрий, у «СТиСа» солидная база клиентов. У «Пилкингтона» вне окон, вероятно, тоже. Для клиентов компаний новый проект – это позитивная новость?

– Конечно позитивная!!! На сегодня «Пилкингтон» не производит ничего, кроме прозрачного стекла. Это лучшее в мире качество, но всего лишь прозрачное стекло. Конечно же, оно востребовано, потому что таков рынок. Но завтра, если бы «Пилкингтон» не сделал шаг вперед, компания не могла бы называть себя одним из лидеров отрасли в РФ. Она бы оказалась на задворках истории.

Другая позитивная новость в том, что кроме низкоэмиссионного стекла, которое по своим свойствам будет идентично стеклу «Асахи», «Гардиан», «Пилкингтон» будет производить виды стекол, которые не производит никто. Это создаст определенные уникальные возможности для наших клиентов: такой продукт будет только у них. Выстраивание уникальных продуктовых цепочек – это то, о чем мы всегда говорили, и будем говорить. То, к чему готовились и шли.

Реализовать идею, получилось немного не в том виде, как планировал «СТиС» (мы хотели построить свой стекольный завод), но мы все равно это сделали. Это абсолютно позитивная новость.

tybet.ru®: Будет ли на фоне общих организационных перемен меняться политика «СТиС» (назовем компанию пока еще так)?

– Политика компании кардинально меняться не будет. «СТиС» останется собой, как занимался производством стеклопакетов для окон, фасадов, так и будет это делать. «СТиС» как рос, так и будет расти, только отношение к росту будет более вдумчивое.

Есть намерение открыть еще один завод в этом году. Мы бы хотели сосредоточиться на продуктовом развитии. Наш проект «Теплопакет» только набирает обороты. Будем работать со специальным стеклом, и много-много интересного еще будет в этом году.

Являясь одним из лидеров рынка, мы должны представлять, куда он движется, куда бы мы хотели его двигать. Своим клиентам хочется сказать, что не стоит бояться перемен, наоборот, «СТиС» станет лучше!


Спасибо за интервью. Судницкая Марина, tybet.ru®.