«При любом развитии рынка мы будем задействовать все наши возможности для поддержки клиентов»


Интервью с Павлом Иваненко, руководителем направления «Оконные технологии и светопрозрачные конструкции» REHAU Евразия.

Как Вы оцениваете уходящий год? Какие изменения произошли на оконном рынке?

Уходящий год был для нас непростым. Это связано с общим состоянием экономики и ситуацией в отрасли. Подводя итоги, можно констатировать, что объем оконного рынка сократился на 35–45%. Особенно пострадал объектный рынок с его крупными строительными заказами. Рынок частного заказчика развивался более позитивно, и это определило положительную сезонную динамику продаж. В некоторые месяцы оборот был даже выше запланированного.

В целом, мы выполнили поставленные перед собой бизнес-цели и сумели вместе с нашими партнерами удержать свои позиции на сложном рынке. Нам удалось оптимизировать процессы внутри компании и создать необходимый задел для роста в будущем.

Изменились ли предпочтения заказчика в период кризиса? Какие оконные системы были наиболее востребованы?

Выросла доля продуктов премиум-класса. Наша статистика подтверждает – при общем сокращении объемов элитные системы (такие как Brillant-Design, Delight-Design) и цветовые решения с покрытием профилей, повторяющим цвет и структуру дерева, стали более востребованы. Премиальный сегмент оказался наименее подвержен кризису.

Когда, на Ваш взгляд, оконный рынок восстановит докризисные показатели?

В данном вопросе следует ориентироваться в большей степени на макроэкономические показатели. В сентябре этого года правительство России одобрило уточненный макроэкономический прогноз развития страны на 2010–2012 годы. В частности, он предусматривает рост ВВП страны на 1,6% в 2010 году, на 3% – в 2011-м и на 4,3% – в 2012-м. Согласно одобренному прогнозу, экономика России выйдет на уровень роста, аналогичный 2008 году, в 2012 году.

На наш взгляд, это оптимистичный сценарий развития событий. Но если он реализуется, то можно говорить, что и оконный рынок через три года восстановит свои объемы до показателей 2008 года.

Пессимистичный сценарий – это стагнирование экономики России, и, как следствие, оконного рынка на уровне 2009 года, плюс-минус 5%.

Разумеется, всегда есть и некий средний путь, который предполагает рост, но не столь стремительный, как по оптимистичным прогнозам.

Что Вы можете сказать о перспективах отрасли в 2010 году – объемы роста, изменения в структуре рынка?

Если не случится глобальных макроэкономических потрясений, думаю, что в 2010 году мы можем рассчитывать на определенный рост, по отношению к 2009 году, в связи с вероятным оживлением на рынке частного заказчика.

Ожидать подобных изменений на объектном рынке, к сожалению, не приходится, так как в период кризиса объекты закладываются в минимальном объеме.

Что касается рынка частного заказчика, мы рассчитываем на рост во второй половине года, связанный с существованием так называемого «отложенного спроса». Те потребители, которые планировали покупку квартир и ремонт на 2009 год и не сделали это из-за кризиса, с большой вероятностью начнут реализовывать свои планы в 2010-м.

При любом развитии рынка мы будем задействовать все наши возможности для поддержки клиентов.

Ваши рекомендации переработчикам – на какие маркетинговые и организационные действия нужно сегодня обращать внимание в первую очередь?

На сегодняшний день главное – это уметь хорошо считать, контролировать денежные потоки и держаться, по крайней мере, на уровне безубыточности бизнеса.

В этом году и в ближайшем будущем на первый план выходят финансовые компетенции наших партнеров, их умение держать финансы компании под строгим контролем. Чтобы пережить это тяжелое время и достойно встретить будущий рост, необходимо обратить на данный аспект особое внимание.

Безусловно, большую роль продолжит играть активная политика в области маркетинга, инвестиции наших клиентов в рекламу собственного бренда и использование весомых преимуществ бренда REHAU.

REHAU – это широкая известность на рынке, доверие и лояльность заказчика. Наши партнеры, которые используют бренд REHAU в продвижении своей марки, добиваются большего успеха. Мы советуем им и дальше продолжать в том же духе, а компания REHAU будет оказывать необходимую поддержку.

Еще один серьезный момент – это квалификация персонала. Очень многие в период экономической нестабильности сократили статьи расхода на обучение сотрудников. На самом деле, это серьезная ошибка. Мы прекрасно понимаем, что на таком жестком конкурентном рынке персонал является главным носителем основных компетенций компании, чем выше его квалификация, тем сильнее позиции фирмы в целом. Поэтому нельзя экономить на программах по обучению и развитию кадров.

В этой связи партнеры REHAU могут воспользоваться широкими возможностями учебных центров REHAU Академии, с коллективом опытных преподавателей, современными методиками обучения, сочетанием теоретических знаний и практических навыков в учебно-технологическом центре, а также предложением выездных семинаров на территории компании-партнера.

Каковы основные тенденции дальнейшего развития рынка окон?

Среди явных тенденций рынка – развитие энергосберегающих технологий для производства окон.

Данный процесс поддерживается законодательными инициативами. В частности, в соответствии с целевой программой увеличения энергосбережения в Москве, в период 2010–2014 гг. требуемое сопротивление теплопередаче окон должно быть увеличено с 0,56 м² °С/Вт до 0,8–1 м² °С/Вт. Другие регионы также готовы перенимать столичный опыт и проводить энергосберегающие мероприятия.

REHAU традиционно уделяет большое внимание теме энергосбережения и предлагает своим партнерам ряд передовых систем с высокими теплотехническими показателями.

Высокая теплозащита оконного блока из профилей REHAU Sib-Design была установлена НИИ Строительной физики РААСН: в ходе научного эксперимента был получен убедительный коэффициент приведенного сопротивления теплопередаче окна ≈ 0,8 м² °C/Вт при перепаде температур, превышающем 60°С.

У революционной, армированной в массе системы GENEO, которая появится на российском рынке в 2010 году, этот показатель составляет уже более 1 м² °C/Вт.

Мы также продолжим расширять ассортимент наших систем глубиной 70 мм, чтобы в рамках тренда энергосбережения сделать нашим клиентам еще более широкое предложение.

Какие новинки, перспективные технические решения представит REHAU на оконном рынке в следующем году?

Главной новинкой следующего года станет революционная профильная система GENEO. Еще в 2008 году она была представлена на Международной выставке технологий производства окон и фасадов зданий Fensterbau/Frontale в Германии и вызвала огромный интерес у руководителей оконных предприятий из России. Спустя два года мы выводим данную систему на российский рынок.

В основе изобретения REHAU – использование для производства GENEO инновационного фиброволоконного материала RAU-FIPRO, который отличается рекордной сопротивляемостью к нагрузкам. Он придает жесткость конструкции и позволяет во многих случаях отказаться от стального армирования профильной системы. При этом облегченная конструкция GENEO не только не уступает существующим системам в прочностных характеристиках, тепло- и звукоизоляции, но и превосходит их по некоторым параметрам.

С GENEO партнеры REHAU достигнут сокращения издержек на логистику и ведение склада, которые имели место при использовании металлических деталей. Ко всему прочему, повысится удобство транспортировки и ускорится процесс монтажа.

Нужно отметить, что внедрение новой технологии не требует от переработчиков REHAU значительных инвестиций в техническое оснащение: производство оконных блоков из профильной системы GENEO может осуществляться на имеющемся оборудовании.

Готова ли REHAU к предстоящим изменениям на оконном рынке?

У нас есть все инструменты и ресурсы для развития и максимального покрытия потребностей наших партнеров. Мы располагаем одним из самых современных заводских комплексов в России по производству оконных и дверных профилей мощностью свыше 60 тыс. тонн в год. Это надежная основа оперативных поставок компании. REHAU продолжит расширять номенклатуру продукции и выводить на рынок новые системы для более полного удовлетворения существующего спроса.

В распоряжении наших клиентов – пожалуй, самая широкая в России региональная сеть бюро по продажам, собственных складов REHAU и складов наших партнеров, охватывающая все федеральные округа. Наша близость к клиентам позволяет нам, как и раньше, гибко действовать и быстро решать проблемы партнеров на местах, в том числе оптимизировать их логистику.

Все это вместе с одним из самых полных в отрасли сервисных пакетов, в том числе услугами учебных центров REHAU Академии и рекламной поддержкой, продолжит способствовать конкурентоспособности и успешности наших партнеров в следующем году.