Рынок светопрозрачных конструкций в России: итоги (1991-2011 годы) и перспективы в свете Федерального закона об энергосбережении и вступления РФ в ВТО (Часть 2)



В 70–80-е годы в Советском Союзе также было запущено несколько заводов по прессованию алюминиевого профиля для строительства. Однако их использовали, в большинстве случаев, для изготовления фасадных конструкций для общественных зданий, а говорить об энергетической эффективности производимых в Союзе алюминиевых профилей категорически невозможно. Тогда же был запущен и первый завод по изготовлению стеклопакетов, но они до начала 90-х годов практически не использовались в нашей стране.

Вот в таком состоянии подошла отечественная индустрия производства светопрозрачных конструкций к моменту распада Советского Союза.

Коротко можно сформулировать эту ситуацию следующим образом:
  • производилось много деревянных окон старого образца, не отвечающих современным требованиям;  
  • качество выпускаемых окон было ниже всякой критики – даже в нормативных документах было указано, что вентиляция помещений осуществляется через неплотности в окнах;  
  • алюминиевые фасадные конструкции (без теплоизоляционных мостиков), широко применялись в общественных и (отчасти) промышленных зданиях;  
  • только в конце 80-х годов появились в нашей стране первые современные светопрозрачные конструкции (в большинстве своем - с использованием ПВХ профиля), которые были необычайно (просто – неоправданно!) дорогими;  
  • к концу 80-х годов строительная отрасль, а, следовательно, и производство светопрозрачных конструкций, практически рухнула по сравнению с тем, что она собой представляла в эпоху расцвета (конец 70-х – начало 80-х годов прошлого века).  

Оценка того, из каких материалов изготавливались окна к концу 1991 года, приведена на рис.7. К сожалению, все подобные оценки в силу недостаточности статистических государственных данных очень условны и проводятся, в основном, по экспертным оценкам. Поверьте, эти данные различаются значительно – невозможно обосновать подобную разницу «статистической погрешностью». Вероятно, есть некоторая заинтересованность «экспертов» в подобных оценках. 


Рис.7. Структура использования различных материалов в оконных конструкциях (1991 г.). Учитывались деревянные, алюминиевые и стальные (в секторе «разное») оконные конструкции старого образца 

Основные этапы развития рынка светопрозрачных конструкций в Российской Федерации сведены в Табл. 1. Подобные оценки делались и ранее /3 - 5/, однако, в данной публикации несколько расширены характеристики обозначенных в таблице 1 периодов развития рынка.  

Таблица 1.

Этапы становления российского оконного рынка

Этапы Годы Характеристика Результат
Спрос
(потребители)
Предложение
(производители)
I 1988-1995 гг. Знакомство производителей и потребителей с современными окнами, их преимуществами (наиболее известный слоган – из рекламы фирмы «Хоббит» - «Без шума и пыли») Формирование устойчивого спроса (в основном среди обеспеченных сограждан) Доминирующее положение зарубежных поставщиков светопрозрачных конструкций (в основном, произведенных в Польше, очень дорогих)
II 1996-1998 гг. Стремительный рост числа оконных производств (в первую очередь, по изготовлению конструкций из ПВХ-профилей) «Евроокна» – престиж, мода и достаточно высокие цены Нарастание конкурентной борьбы между отечественными и зарубежными производителями оконных конструкций

Характеристика этапов:

К 1997 году доминирующее положение на российском рынке заняли немецкие поставщики экструдированных ПВХ-профилей (по общим оценкам, их доля в общем объеме потребляемого в России профиля составляла более 80%). Доля немецких фирм в объеме продаж фурнитуры и других комплектующих была еще больше и достигала 90%.

Среди поставщиков профиля лидировала фирма КВЕ, за ними следовали Rehau, Aluplast, Veka, далее – Schueco, ARtec, Gealan, Knipping, Bruegmann и некоторые другие.

Наконец, появился спрос на качественный алюминий – до 1995 г. он («теплый» алюминиевый профиль) фактически был только импортным, потом были созданы и отечественные производители таких конструкций (например, «Агрисовгаз»).

Начата разработка комплекса отечественных стандартов по оценке и применению светопрозрачных конструкций, основанного в значительной степени на европейских аналогах.

К концу 1998 г. в РФ насчитывалось более 2500 фирм (в значительном числе мелких и «гаражных»), выпускающих окна. Хотя, появились уже и достаточно большие и организованные по европейским стандартам оконные производства.

17 августа 1998 г. в России наступил дефолт, обрушивший многие рынки (оконный – в том числе). Многие отечественные фирмы восприняли эту дату как катастрофу, однако, наиболее серьезные фирмы считают 17 августа 1998 года стартом новой эпохи в оконной индустрии.

Этапы Годы Характеристика Результат
Спрос
(потребители)
Предложение
(производители)
III 1999-2000 гг. Преодоление последствий кризиса августа 1998 г., Закрытие многих мелких компаний. Однако, «гаражники» по-прежнему процветают. Снижение покупательной способности населения, увеличение спроса на более дешевые конструкции Общее снижение цен на оконную продукцию, борьба фирм за уменьшение издержек производства, переход на отечественные профили и комплектующие, снижение качества продукции из-за использования дешевых материалов

Характеристика этапа
:

Ведущие зарубежные фирмы начали переводить экструзию ПВХ-профиля на территорию РФ, появились отечественные производства ПВХ-профилей. Началось производство российской фурнитуры. Появление проектов строительства современных стекольных заводов в РФ. Создание первых профессиональных объединений в оконной отрасли. Организация первого профессионального Интернет ресурса в оконной отрасли – tybet.ru (он и на сегодняшний день развивается и является ведущим в отрасли). Создание множества отечественных специализированных оконных журналов, а также русских копий ведущих зарубежных изданий. Очень немногие из них дожили до сегодняшних времен.

В этот же период отмечено создание отечественных современных производств оконных конструкций из дерева (клееный брус), занимающих свою нишу на рынке и конкурирующих с зарубежными фирмами. К сожалению, объем выпуска современных деревянных окон в России значительно ниже, чем мог бы быть. Связано это с тем, что стоимость качественного оборудования по производству ПВХ-окон на порядок ниже, чем оборудование для изготовления деревянных конструкций. Да и конечная цена хороших деревянных окон для потребителя отличается на 50-100% от аналогов, изготовленных из ПВХ-профиля.

Этапы Годы Характеристика Результат
Спрос
(потребители)
Предложение
(производители)
IV 2001-2008 гг. Начало перехода от «дикого» к цивилизованному рынку. Повышение требо-ваний Заказчиков к соотношению «цена/качество» в связи с нарастанием конкуренции и большей осведомленностью потребителя о свойствах продукции Увеличение спроса на разнообразные оконные конструкции. Появление некоторого интереса Заказчиков к энергосберегающей продукции Расширение ассортимента продукции (классы продукции: эконом, стандарт, люкс), Практически 90% комплектующих для производства окон изготавливается в РФ. Бум оконного производства

Характеристика этапа
:

Пожалуй, самый успешный период развития массового оконного рынка в нашей стране. В 2006 г. рост производства светопрозрачных конструкций составил (по различным оценкам) 40–50%. Происходит массовая замена старых окон в жилых зданиях. Бум строительства торгово-развлекательных и офисных центров. Увеличение объемов строительства и рост спроса стимулируют создание новых и дальнейшее наращивание производственных мощностей, освоение производства новых видов продукции (подоконников, панелей для отделки откосов и др.). Появление новых производителей ПВХ-профиля (Wintech, Proplex, Montblanc, «Экспроф», ряда других), которые стали успешно конкурировать с европейскими «законодателями мод».

Практически все комплектующие стали производиться в РФ. К концу данного этапа в России насчитывается более 8000 предприятий, имеющих отношение к оконному рынку. Стала развиваться специализация – было организовано много предприятий по производству только стеклопакетов, автоматических линий по изготовлению окон из ПВХ-профилей. Появились «монстры» – предприятия с возможностью производства 50 000–70 000 кв. м конструкций в месяц. В 2007–2008 гг., в ожидании продолжения феноменального роста рынка (на основе «трансляции» итогов 2006 г. на ближайшее будущее), отечественными компаниями был поставлен абсолютный «рекорд» по закупкам современного производственного оборудования за рубежом. Появились и отечественные «клоны» западного оборудования. Очень много появилось на отечественном рынке и китайских копий оборудования известных фирм. К сожалению, и те, и другие не имеют пока ресурса и качества западных оригиналов.

Начало программы комплексной реконструкции жилых зданий с одновременным утеплением стен, заменой окон и некоторых инженерных систем за счет государственного и/или муниципальных бюджетов. Результаты этой программы, к сожалению, неоднозначны (мягко говоря). Однако, она дает возможность развития для некоторых избранных муниципальными чиновниками оконных компаний. В начале этапа практически завершено формирование нормативной базы. Правда, к концу этапа она стала устаревать, а начать ее пересмотр не успели в связи с наступлением финансового кризиса и расформированием Госстроя РФ в 2003 г.

В конце 2008 г. Россия (как и остальной мир, в разной степени, конечно) вступила в полосу финансового кризиса, который в значительной степени скорректировал наметившиеся тенденции развития оконного рынка.

Этапы Годы Характеристика Результат
Спрос
(потребители)
Предложение
(производители)
V 2009 г.- по настоящее время Преодоление последствий кризиса 2008 г. Резко снизился объем строительства (особенно общественных зданий). Продолжение процесса укрупнения производителей оконных конструкций. Появление федеральных и региональных программ энергосбережения. Снижение покупательского спроса и, как следствие, объема частной замены старых окон в жилых домах. Резкое снижение спроса на дорогие конструкции, а также на алюминиевые окна и фасадные конструкции. В России могут изготавливаться практически любые светопрозрачные и фасадные конструкции. К сожалению, объемы заказов на энергосберегающее остекление и использование конструкций для пассивных и активных зданий пока невелики. Загрузка оборудования на многих региональных предприятиях менее 40%, в среднем по стране – в районе 50 – 60%.

Характеристика этапа:

После наступления кризиса были фактически заморожены многие государственные и муниципальные программы, в частности – программа капитального ремонта жилых зданий и Федеральная программа «Доступное и комфортное жилье». В то же время, появились деньги на замену окон во многих школах, больницах и пр. Т.е. бюджетные средства на модернизацию светопрозрачных конструкций выделяются. К сожалению, основные положения Федерального закона № 94 о государственных закупках приводят как к снижению качества оконных конструкций, так и к новому витку коррупции (теперь уже связанной не только со строительством «в общем», а конкретно со светопрозрачными конструкциями).

Однако, объем производства фасадных конструкций (за исключением некоторых больших городов, где имеются средства на строительство высотных зданий, а также, естественно, г. Сочи) значительно снизился. Восстановление этого рынка многими экспертами прогнозируется не раньше 2015 – 2016 гг.

В связи с укрупнением оконных компаний происходит и некоторая консолидация оконного рынка. По данным некоторых экспертов в настоящее время число компаний в отрасли сократилось до 5500 – 6000. Ожидается дальнейшее банкротство и закрытие небольших фирм. Те же эксперты прогнозируют число оконных компаний к 2016 в количестве не более 4500. В то же время возникает много «гаражных» фирм (их число невозможно реально оценить, но они производят, как правило, недостаточно качественную продукцию в течение только одного строительного сезона. Этому способствует и отмена обязательной сертификации окон. Подтверждением тенденции стало и увеличение судебных дел против оконных компаний во многих регионах – информацию см. в том числе, и на сайте tybet.ru).

В конце 2009 г. был принят Федеральный закон №261-ФЗ об энергосбережении. Пока, однако, это не привело к какому-либо значительному увеличению спроса на энергоэффективные светопрозрачные конструкции. Начался процесс пересмотра стандартов, связанных с оконной и фасадной индустрией. Причем происходит это, в основном, не за счет финансирования со стороны государства, а по заказам профессиональных объединений, в частности, Национального объединения строителей…

Рынок светопрозрачных конструкций в России: итоги (1991-2011 годы) и перспективы в свете Федерального закона об энергосбережении и вступления РФ в ВТО (Часть 3) 


Владимир Пригожин, 11.01.2013 21:25:59
Цитата
производилось много деревянных окон старого образца, не отвечающих современным требованиям;
качество выпускаемых окон было ниже всякой критики – даже в нормативных документах было указано, что вентиляция помещений осуществляется через неплотности в окнах;
"Современные требования" к СПК "содраны" с немецких и изначально "заточены" на систему принудительной вентиляции.
Качество оконных блоков было очень разным (страна-то огромная), но, в целом, выпускались окна "под заклейку на зиму", хотя и было запланировано 12,5 куб. м в час на кв. м окна притока вентиляционного воздуха.

Всё развитие рынка энергоэффективных окон в России держится на НЕПРОЕКТНОЙ ЗАМЕНЕ под лозунгом "тепло и тихо" от перекрытия приточной вентиляции резинкой на внутреннем контуре оконного блока.
Ни технико-экономического обоснования, ни обследования, ни проекта (даже в новостройках), ни контроля качества изготовления и монтажа и микроклимата квартиры. И это - 70% рынка. Остальные 30% - окна в новостройках, которые, как гарантированный брак (ни инструкции, ни гарантии), идут под последующую непроектную замену.
Точно так же можно исследовать историю вложения денег россиянами в МММ, Властилину, Хопёр-инвест и Русский дом селенга. Точно такая же обираловка, только не столь явная.
Нарушение законов - 100%, контроль соответствия микроклимата нормативам - 0%.
Мы о чём всерьёз говорим? Как россиян "развели" на миллиарды долларов на ненужную вещь, создав все условия, чтобы они покупали и гордились?
И теперь никто не знает, как это узаконенное беззаконие укротить!
Можно исследовать дальше, сколько лохов попало в больницу с SBS..., хотя наши врачи не знают, что это такое.
Всё в порядке! Прогнозируем рост (или, вероятнее всего, спад) рынка непроектной замены!!!
Дальше всё упирается в подкуп системы проектирования - уже полностью коррумпированной.
Да, это действительно серьёзная наука!
И ни слова ни о том, что окон в наших домах ни по каким документам нет, ни о том, что эксплуатация светопрозрачных конструкций аккуратно исключена из всех нормативных документов, что только в России окна в многоквартирном доме можно менять, как угодно собственнику, а в других странах это категорически запрещено...

Может быть, лучше озаботиться вопросом создания нормальных условий для проживания ни о чём не подозревающих жильцов, а потом уже подсчитывать прибыли производителей?
Перейти к обсуждению на форуме >>

Комментировать публикации могут только авторизованные пользователи.
» Регистрация   » Авторизация