«Окна-картины» украсят новое арт-пространство в центре столицы
Фото: stroi.mos.ru. Окна-«картины» на Кадашёвской набережной
Новое арт-пространство с «окнами-картинами» появится на Кадашёвской набережной в центре столицы. Здесь в 2024 году введут в эксплуатацию музейный комплекс Третьяковской галереи. Здание решено построить в непосредственной близости к главному корпусу. Перейти в другие здания Третьяковки посетители смогут по остекленному переходу.
«Сейчас здесь практически завершены фасадные работы. Наружные стены со стороны Кадашёвской набережной, Толмачёвского и Лаврушинского переулков декорированы полотнами знаменитых художников», – говорит Сергей Лёвкин, руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы.
По его словам, все фасадные работы со снятием лесов планируется закончить летом. В состав уникального музейного комплекса площадью около 35 тыс. кв. метров войдут экспозиционные и выставочные пространства, реставрационные мастерские живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства, научный фотоархив, хранилище графики.
Авторами проекта нового здания стали Сергей Чобан, Игорь Членов и архитектурное бюро СПИЧ. Графическим дизайном и подготовкой изображений к печати занимались Валерия Каширина и Лев Шестаков из архитектурного бюро Tchoban Voss Architekten. Команда была определена по итогам закрытого конкурса в 2013 году.
«Главный фасад здания, обращенный к набережной, мы максимально раскрыли на город, трактовав его как воплощенную в материале метафору музейной функции комплекса, символически воссоздающую шпалерную развеску знаменитой коллекции живописи Павла Третьякова, основателя галереи. Как известно, «лицо» фасада – это его окна, и хотя обычно в музеях их приходится избегать, чтобы обеспечить в экспозиционных и архивных помещениях необходимые условия хранения произведений искусства, в случае с новым зданием Третьяковки дело обстояло иначе», – рассказывает Сергей Чобан, архитектор, руководитель архитектурного бюро «СПИЧ».
Вдоль фасада, обращенного к Кадашёвской набережной, сосредоточены общественные зоны музея – фойе, кафе, рестораны, магазины и другое. Это позволило создать на его поверхности большое количество окон-картин, обрамленных широкими рамами, – они и станут узнаваемой чертой нового здания.
«Идея разных по ширине и массивных по отношению к «полотнам» рам очень точно воссоздает образ и конкретного собрания Павла Третьякова, и экспозиции любого другого коллекционера конца XIX века. Тогда роскошные рамы ценились не меньше показываемой в них живописи. Обычно они были обширными, поэтому единственно возможной представлялась шпалерная развеска – когда произведения искусства, разделяемые лишь рамами, закрывают практически всю плоскость стены», – продолжает Сергей Чобан.
Сам фасад музейного комплекса выполнен из фактурного красного кирпича, а обрамления окон оформлены белым мраморизированным известняком.
Такое сочетание цветов является традиционным как для исторического центра Москвы, так и для комплекса зданий Третьяковской галереи. Выбранное решение фасадов подчеркнет преемственность архитектурного языка корпусов музея, построенных в разные временные периоды.
Сходство окон с картинами обеспечено не только за счет «рам», но и за счет их «заполнения»: на внешний слой остекления с помощью цифровой печати нанесены фрагменты знаменитых произведений живописи.
Фрагменты сделали полупрозрачными: они позволят вспомнить основные экспонаты из собрания Третьяковки и не будут скрывать вид из окон, давая возможность гостям почувствовать себя внутри знаменитых живописных сюжетов и сделать селфи с их героями.
Фото: stroi.mos.ru. Окна-«картины» музейного комплекса
Шумозащиту музейного комплекса и оптимальные показатели энергосбережения обеспечит система двойного фасада (традиционный стеклянный фасад, который с внешней стороны имеет второй слой, являющийся дополнительным остеклением). Печать на стекле также является дополнительной защитой от солнца для внутренних помещений здания.
Всего на фасадах комплекса появится 34 окна-картины – на главном фасаде таких элементов 21, на фасаде, выходящем в Лаврушинский переулок, – 13. Для них использованы фрагменты произведений И. Левитана, А. Венецианова, А. Куинджи, И. Крамского, В. Поленова, В. Васнецова, М. Врубеля, А. Дейнеки, К. Малевича и других русских художников XIX – начала XX столетий.
Экспонаты были отобраны вместе с экспертами и кураторами Третьяковской галереи. Габариты светопрозрачных декоративных элементов с печатью варьируются от 770 на 6020 мм до 5870 на 5985 мм.
Текст: stroi.mos.ru