С переходом строителей в СРО вырос спрос на квалифицированных сотрудников
Переход строительной отрасли на саморегулирование обострил и без того серьезную для рынка проблему нехватки квалифицированных кадров. Кроме того, необходимость регулярного повышения уровня подготовки сотрудников, существовавшая и в условиях лицензирования, в рамках новых правил становится жизненной необходимостью для каждого застройщика, ведь от этого напрямую зависит получение допуска к определенным видам работ. Существующие образовательные центры не всегда, по признанию строителей, обеспечивают должное качество обучения. В таких условиях компаниям проще и дешевле создавать собственные учебные базы.
Несмотря на кризис, уже в 2009 году в строительной отрасли наметилась тенденция роста спроса на специалистов, и к концу прошлого года число вакансий достигло докризисных показателей, говорит директор по продажам петербургского филиала портала HeadHunter Ольга Анохина. По словам президента рекрутингового портала Superjob.ru Алексея Захарова, в строительстве сейчас наиболее востребованы квалифицированные рабочие (18% от всех вакансий в данной сфере), инженеры-проектировщики (11,4%), менеджеры по продажам (7%), сметчики (5,1%). Управляющий директор рекрутинговой компании AVRIO Group Consulting Светлана Катаева отмечает, что для крупных строительных проектов, которые стартовали после кризиса, требуются главные инженеры, руководители проектов с серьезным опытом работы и часто знанием английского языка, а таких кандидатов единицы на рынке. Наблюдается нехватка специалистов для работы на особо опасных и технически сложных объектах, гидротехников, специалистов подземного строительства, отмечает президент НП СРО «Центррегион» Кирилл Шалин. Директор по развитию образовательного центра «Сфера успеха» (входит в СРО НП «ЦОС «Сфера-А») Марина Бахенская добавляет к списку дефицит специалистов по энергоэффективности.
С переходом строительной отрасли на саморегулирование допуски к видам работ по утвержденному Минрегионом перечню выдаются только при наличии в компании определенного количества сотрудников с соответствующей квалификацией, отмечает директор СРО НП «Балтийский строительный комплекс» Владимир Быков. «Перед компаниями стоит задача обеспечить качественное выполнение работ, ведь в системе СРО ответственность за это несут все члены саморегулируемой организации», — поясняет г-жа Бахенская.
Требования к регулярному повышению квалификации персонала имелись и в системе лицензирования, с введением СРО изменились сроки, отведенные на обучение, и список специальностей, обладатели которых должны повышать квалификацию, говорит директор по персоналу группы ЛСР Полина Голубева.
На рынке образовательных услуг в строительстве существуют государственные центры повышения квалификации при высших и средних учебных заведениях (при Санкт-Петербургском инженерно-экономическом университете, Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете и других), а также негосударственные образовательные центры (например, Межотраслевой институт подготовки кадров и информации, центр научно-технической информации «Прогресс»), говорит Марина Бахенская. Подобных учреждений достаточно, но во многих из них преподавательский состав хороший, а техника не отвечает современным требованиям, считает ведущий специалист службы персонала ЗАО «Управляющая компания «Эталон» Валентина Корнеева. Многие компании предоставляют услуги не по всем категориям сотрудников и не по всем специальностям, добавляет директор по персоналу компании ЛЭК Евгений Коротков.
Кризис, по мнению Марины Бахенской, научил работников внимательнее относиться к своему образованию, поскольку в трудных экономических условиях компании увольняли в первую очередь неквалифицированных специалистов. Евгений Коротков отмечает, что именно в условиях кризиса наблюдался всплеск активности в области профессиональной подготовки, инициированный самими работниками. «Наличие подтвержденной квалификации по какой-либо рабочей специальности зачастую является необходимым условием при приеме на работу, в условиях нестабильности на рынке этот фактор дает как больше шансов на сохранение места, так и более быстрое трудоустройство», — говорит эксперт. Кроме того, по мнению Кирилла Шалина, совпадение по времени кризиса и перехода строительства на саморегулирование позволило образовательным центрам избежать снижения спроса на услуги.
Стоимость повышения квалификации — в среднем 9—10 тыс. руб. на человека. Чаще всего компании направляют на обучение ежегодно 20% сотрудников, чтобы соблюсти требование по повышению квалификации раз в пять лет. Многие крупные компании сами решают проблему нехватки квалифицированных кадров, говорит начальник отдела персонала компании Setl City Лидия Барминова. В группе ЛСР, например, на базе организованных на ряде предприятий компании учебных центров сотрудники получают начальное профессиональное образование по рабочим специальностям, отмечает Полина Голубева.
Информация с сайта RBC Daily