Рынок суспензионного ПВХ в России превысил уровень 1 млн. тонн


Российский рынок суспензионного поливинилхлорида в 2011 году превысил психологическую отметку в 1 млн. тонн. Тем не менее, прошлый год был достаточно тяжелым для всего рынка, сообщают аналитики компании Маркет Репорт.

По итогам 2011 года российский рынок суспензионного ПВХ вырос на 15% по сравнению с показателем годом ранее и достиг 1.014 млн. тонн. Это психологический порог и исторический момент для российского рынка. По данному показателю Россия обошла всю Центральную Европу. Столь серьезный прирост спроса в прошлом году обеспечили производители профильно-погонажных изделий и мягких пластикатов.

С 2006 года российский рынок суспензионного ПВХ стал чистым нетто-импортером. В период с 2002 по 2008 год включительно спрос на суспензию на местном рынке рос в среднем на 31% в год. Растущие потребности удовлетворялись за счет импорта смолы из Китая, США и Европы. Мировой финансовый кризис 2008 года привел к серьезному сокращению объемов строительства. Как следствие, российский рынок в кризисном 2009 году сократился почти на четверть и составил около 657 тыс. тонн, тогда как в 2008 году этот показатель составил около 859 тыс. тонн.

Отложенный спрос 2009 года и восстановление экономики после кризиса привели к серьезному росту спроса на ПВХ на российском рынке в 2010 году. По итогам 2010 года рынок суспензии вырос на 34% и превысил уровень кризисного 2008 года – 879 тыс. тонн. Российские переработчики начали инвестировать в увеличение мощностей и строить достаточно оптимистичные планы на 2011 год. 

Оптимистические прогнозы переработчиков, зависимость рынка от внешних поставок, а также динамичный рост котировок ПВХ на внешних рынках, в частности в США, в начале года заставили многих участников контрактовать на внешних рынках смолу с запасом. С января по июнь включительно импортные поставки суспензионного ПВХ на российский рынок выросли более, чем в два раза. 

Более умеренный рост спроса на готовые изделия из ПВХ в 2011 году, чем в 2010 году, и значительно превышающие потребности объемы импорта смолы в августе привели к серьезному избытку на российском рынке. Отечественные производители в условиях серьезной конкуренции с импортом пошли на значительное снижение цен для внутреннего рынка. Импортные поставки начали постепенно снижаться с сентября и в декабре составили чуть более 24 тыс. тонн. 

По итогам прошлого года российские производители увеличили объем выпуска суспензионного ПВХ на 5% - до 554 тыс. тонн. Основной прирост объемов производства обеспечил Каустик (Стерлитамак) за счет модернизации мощностей в 2009 году. В 2012 году серьезный рост объемов производства не предвидится - мощности российских производителей работают со 100% загрузкой, растущие потребности по-прежнему будут удовлетворяться за счет импорта. 

Импортные поставки суспензионного ПВХ по итогам 2011 года выросли на 30% и составили 460 тыс. тонн. Североамериканские производители за последний год стали одними из ключевых игроков на российском рынке. Во многом экспортные цены в США определяют ценообразование на российском рынке. В целом, поставки из США увеличились в прошлом году на 63% до уровня 241.8 тыс. тонн. Объем импорта китайского ацетиленового ПВХ фактически остался на уровне 2010 года. В июне на российском рынке появился новый игрок - Карпатнефтехим (группа Лукойл), за неполные семь месяцев он поставил в РФ около 32 тыс. тонн. В текущем году Карпатнефтехим может серьезно подвинуть на рынке производителей из США и Китая.