В Беларуси замена окна может обернуться миллионным штрафом
Фасады зданий на проспекте Независимости в Минске (Беларусь), ансамбль которого вплоть до проспекта Машерова признан памятником архитектуры XX века, — показатель того, как работает закон об охране историко-культурного наследия. Точнее, не работает, пишет портал ПРО Недвижимость. Не первый год вызывает нарекания внешний вид окон и балконов этих и других домов такого же статуса. На тот же проспект Независимости смотрят окна всевозможных конфигураций. Хотя по правилам они должны быть одинаковыми во всем доме. От разнообразия стеклопакетов фасады выглядят, как дамы после неудачных пластических операций. Вроде и добротные окна, и современные, а не к лицу зданиям, которые искусствоведы называют яркими примерами сталинского ампира.
«В Минске 198 зданий жилого фонда включены в перечень историко-культурного наследия. Конечно, владельцы квартир имеют право делать ремонт. Однако те работы, которые могут привести к изменению фасада домов, а также реконструкции помещений должны согласовываться с Министерством культуры», — подчеркнула главный специалист отдела капитального ремонта, эксплуатации зданий и маркетинга управления культуры Мингорисполкома Наталья Радченко.
«Еще в декабре 2010 года решением Мингорисполкома районным ЖРЭО было поручено разработать схемы фасадов жилых зданий. Эти документы направляются в управление по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры для согласования», — пояснила Наталья Радченко.
Утвержденные специалистами схемы фасадов, на которых обозначены переплеты на окнах, должны храниться в ЖРЭО и предоставляться собственникам квартир или офисов по первому же требованию. Глядя на изображения в этом документе, фирмы-изготовители окон могут разработать дизайн с учетом заверенных узоров. Но это в теории. А на практике…
«Полностью согласовали схемы фасадов только ЖРЭО Московского, Первомайского и Советского районов. Документы от Ленинского ЖРЭО находятся в Минкульте», — уточнила Наталья Радченко.
К слову, большинство отнесенных к историко-культурному наследию зданий находятся в Центральном районе — 37 процентов от общего числа, в Ленинском — 29 процентов. В Заводском и Фрунзенском их нет вовсе. В Первомайском и Партизанском — единицы. Понятно, что специалисты ЖРЭО не компетентны самостоятельно подготовить документацию по памятникам архитектуры.
Конечно, они могут обратиться к профильным специалистам, которые подготовят схемы. Но это дополнительные расходы.
Есть компромиссные варианты. Например, в здании, в котором ресторан McDonald’s, на улице Ленина стеклопакеты снаружи покрасили в нужный тон. Фасад выглядел аккуратно, пока некоторые жильцы снова не заменили рамы на белые. Если переплет окон не соответствует утвержденному, недостающие рейки можно приклеить с наружной стороны. В таком случае они будут выполнять исключительно декоративную функцию.
Как не нарушить закон, если нужно поменять окна в квартире дома, признанного памятником архитектуры?
Если жилец решил поменять окна, ему необходимо обратиться в ЖЭС и взять копию иллюстрации фасада — схему оконных, балконных, дверных заполнений, — объясняет алгоритм действий заместитель директора по эксплуатации жилфонда и производственным вопросам ЖРЭО Московского района Сергей Кандруцкий. — Эту картинку он предъявляет фирме, в которой заказывает окна. Ее специалист выезжает на место, делает замеры. Проект новых окон нужно согласовать в администрации района. Единственное выдвигаемое требование — сохранить исходный внешний вид окна. Какие створки будут открываться, какие нет, жилец решает сам.
Можно ли стеклить балконы в уникальных с точки зрения архитектуры домах? Делать дополнительные входные двери, если владелец помещения планирует разместить там магазин или кафе?
Все зависит от решения Министерства культуры. Проводить застекление балконов и лоджий, как правило, не разрешается, так как это значительно изменяет облик здания. Даже закрыть ажурную решетку балкона листом жести или деревянным щитом считается нарушением.