Эхо падения челябинского метеорита звучит на оконном рынке Южного Урала до сих пор


Эхо падения челябинского метеорита звучит на Южном Урале до сих пор, спустя почти полгода после самого ЧП. Местные стекольщики вынуждены подавать в суд на детские сады и школы, чтобы добиться от казны оплаты своего труда, пишет chelyabinsk.rusplt.ru. Метеорит упал 15 февраля, а в первых числах марта власти уже рапортовали о том, что остеклены 98,9% пострадавших объектов. На пороге уж август, но как минимум 12 предприятий до сих пор не получили ни своих денег, ни четкого ответа на вопрос, когда же они, собственно, будут.

В юридическую компанию «Лигал Эксперт» от имени 12 производителей пластиковых окон обратился директор фирмы «Инвестстрой» Андрей Велидчук. Эти предприятия стеклили объекты соцкультбыта в Челябинске, Копейске и Коркинском районе — на территориях, на которые пришелся максимум разрушений. Государство им задолжало около 60 млн рублей. Уже в начале марта, когда их собрал Геннадий Усенко, глава Коркинского района, за которым формально и числится основной долг, бизнесмены поняли, что по-хорошему денег, скорее всего, не дождутся. Поэтому и решили проконсультироваться с юристами.

Большинство стекольщиков не хотели подавать в суд. Ведь договоры у них были заключены с конкретными объектами а это в основном детские муниципальные учреждения. Ясно, что у них этих денег нет,  рассказала управляющая консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Ольга Попова.  Поэтому мы решили обратиться к СМИ, чтобы ситуация стала общеизвестной. Так и сделали. 13 июня состоялась очередная встреча с Усенко, на которой он уверял, что вопрос находится на контроле администрации губернатора и просил подождать еще буквально полтора месяца. Этот срок истек, но проблема зависла все на том же уровне. Мы, правда, составили обращение к уполномоченному по правам предпринимателей Александру Гончарову, и он нам сказал, что губернатор Юревич передал это обращение Дмитрию Медведеву, который на прошлой неделе приезжал в Челябинск.

По словам Поповой, от Медведева бумаги ушли в МЧС. Там сейчас якобы проверяют документы, подтверждающие объемы выполненных стекольщиками работ и правильность выставленных сумм весь этот ворох бумаг предприниматели кропотливо собирали в течение нескольких недель. Надо сказать, что, по словам губернатора Юревича, метеорит нанес области ущерб на сумму около миллиарда рублей: было повреждено около 7 тыс. зданий, выбито порядка 200 тыс. м2 оконных стекол. Власти решили, что разгребать последствия ЧП будут вскладчину, все вместе: область, районы, а также федеральный центр. Местные бюджеты свою долю внесли, а вот деньги из Москвы почему-то не пришли. Причем, по словам Ольги Поповой, никакой точной информации о том, выделили ли их, где именно они застряли, по какой причине и когда придут, до сих пор нет. Предприниматели уже не надеются на прибыль им бы свое вернуть.

Некоторые все же решили подать в суд. Ведущий юрисконсульт компании «Лигал Эксперт» Владимир Мосин рассказал о своих клиентах — фирме «Инвестстрой»:

Они работали в Коркинском районе: стеклили детский сад и школу, к каждому из этих учреждений предъявлены иски в Арбитражный суд общей суммой в 5 миллионов. В качестве соответчика привлечены районные власти. Предприятие не крупное, чтобы выполнить заказанные работы в сжатые сроки, деньги пришлось занимать сначала перехватывать у друзей, потом брать кредиты. Все это серьезно сказалось на финансовом положении фирмы. Заседание по первому иску назначено на 29 августа, по второму на 15 сентября.

В суд обратилась еще одна компания. Евгений Вакулко, специалист по развитию бизнеса предприятия «Теплоокно», изложил свое видение ситуации:

Через несколько дней после падения метеорита в городской администрации устроили совещание, на котором собрали руководителей всех фирм, занимающихся пластиковыми окнами. Просили помочь! На термометре в те дни было -5 – -10, и, разумеется, никто не отказался: ведь пострадали детские сады и школы. Власти ставили конкретную задачу: сделать все как можно быстрее, сохранив так называемый тепловой контур. Мы пахали без выходных два месяца, порой работали по ночам. Особенно когда мне на телефон звонили высокие руководители и говорили: кровь из носа, но чтобы к такой-то дате по такому-то маршруту все окна были вставлены: губернатор поедет с проверкой. Показухи, конечно, было много. В начале марта рапортовали о том, что все уже сделано, и я, зная внутреннюю кухню и реальное положение дел, только диву давался. Ведь в Копейске, Коркино, Еманжелинске, подальше от центра, до сих пор стекла не вставлены где фанерой забиты, где скотчем заклеены. На сайте госзакупок эти учреждения теперь конкурсы объявляют на проведение восстановительных работ сам видел.

По словам Евгения Вакулко, через несколько дней после ЧП власти и оконщики договорились о максимальной цене за остекление квадратного метра 5100. Это означало, что из семи объектов, которые достались «Теплоокну», на четырех прибыли практически не будет даже если бы деньги за работу пришли вовремя. Чтобы выполнить заказ, их предприятие было вынуждено сначала взять товарный кредит у поставщиков, а затем, чтобы рассчитаться с ними, просить взаймы у банка. С каждым из семи объектов «Теплоокно» подписало муниципальный контракт, составленный в управлениях образования и здравоохранения. Согласно его условиям, оконщики должны были получить 30-процентную предоплату, но из 7 млн им заплатили только 600 тыс. Остальные деньги заказчик обязался перевести в течение трех месяцев.

На вопрос о том, согласились ли бы, по его мнению, в случае повторения экстренной ситуации оконщики снова помочь городу, Евгений Вакулко ответил уклончиво:

Пожалуй, 70% предпринимателей отказались бы работать по такой схеме. Остальные занялись бы этим на свой страх и риск. Конечно, это вопрос совести когда видишь окровавленные осколки стекла в детском саду, невозможно остаться равнодушным и отказать. Но с другой стороны, такие ситуации это прямой путь к банкротству. А ведь руководитель несет ответственность и за свой коллектив, и за их семьи.

По информации первого заместителя председателя государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» Сергея Терещука, на конец июня документы на оплату работ челябинских стекольщиков «гуляли» в министерствах здравоохранения и образования РФ, Министерстве регионального развития, Министерстве финансов. Как только согласование в этих инстанциях будет получено, выйдет постановление правительства Российской Федерации о выделении средств на ликвидацию последствий падения метеорита. Ничего конкретнее стекольщикам от чиновников услышать так и не удалось. Между тем суммы процентов, начисляемых за банковские кредиты, которые государство компенсировать не будет в любом случае, ежедневно растут.