Единственный на Украине производитель поливинилхлорида возобновит работу 10 сентября после года простоя


Правительство Украины и ЛУКОЙЛ планируют 10 сентября запустить «Карпатнефтехим» (Калуш, Ивано-Франковская область) – единственного в стране производителя поливинилхлорида, материала для изготовления пластиковых окон. Предприятие было остановлено почти год назад из-за нерентабельности и разногласий по налогам. Но за это время основные проблемы – демпинг со стороны США и получение дешевого сырья – так и не были решены. На рынке считают, что, если ситуация сохранится, ЛУКОЙЛ может продать актив, пишет «Коммерсантъ».

Вчера 21 августа премьер Украины Николай Азаров сообщил, что подконтрольный российскому ЛУКОЙЛу «Карпатнефтехим» возобновит свою работу 10 сентября после почти года простоя, сообщает energo-news.ru. В ЛУКОЙЛе подтвердили информацию о сроках запуска единственного на Украине производителя поливинилхлорида (ПВХ применяется в том числе для изготовления пластиковых окон и дверей).

ООО «Карпатнефтехим» создано в 2004 году. Владельцы – украинский «Лукор» (24%) и LUKOIL Chemical B. V. (76%). В 2011 году на заводе запущено производство ПВХ мощностью 300 тыс. тонн в год. Но уже в сентябре 2012 года ЛУКОЙЛ остановил завод из-за нерентабельности. Основными причинами стали проблемы с возмещением НДС, недостаточная защита от импорта, а также дороговизна сырья. Источник на рынке уточняет, что главная проблема – поставки в страну американского ПВХ с низкой себестоимостью за счет «сланцевой революции» и демпинга. Но официально антидемпинговое расследование, которого добивался ЛУКОЙЛ, не проводилось, поэтому Украина отказывается вводить пошлину на импорт ПВХ (предложенный ЛУКОЙЛом уровень – 6,5%).

Несмотря на то что стороны не договорились по многим вопросам, 18 апреля правительство Украины и ЛУКОЙЛ подписали меморандум о возобновлении работы «Карпатнефтехима». Документ предусматривает сохранение рабочих мест и инвестиции ЛУКОЙЛа в развитие предприятия на уровне $100 млн до 2016 года, а также коррекцию тарифов на тепловую энергию и перевозку сырья железнодорожным транспортом – со стороны Украины. Кроме того, украинские власти обещали рассмотреть вопрос снижения акцизного сбора на некоторые виды сырья, а также об ограничении импорта.

«Мы надеемся, что стороны будут выполнять условия меморандума и производство после запуска покажет свою рентабельность», – отметили в ЛУКОЙЛе. В конце июля правительство уже выполнило часть своих обещаний: по решению тарифной комиссии «Укрзализныци» с июня 2013 года предоставляется 20-процентная скидка на перевозку нефтехимического сырья (сжиженных углеводородных газов и тяжелых дистиллятов) на «Карпатнефтехим» при учете фиксированных поставок.

«Карпатнефтехим» не единственный проблемный актив ЛУКОЙЛа на Украине. В октябре 2010 года компания закрыла Одесский НПЗ из-за нерентабельности производства, вызванной изменением схемы поставок сырья. В итоге после полутора лет простоя ЛУКОЙЛ продал завод украинской группе ВЕТЭК Сергея Курченко. «Это же может произойти с «Карпатнефтехимом», если Украина не пойдет на уступки и производство останется убыточным», – говорит источник на рынке.

Глава нефтехимического портала Rupec Андрей Костин считает, что запуск «Карпатнефтехима» – хорошая новость. Мощность завода почти в два раза перекрывает потребности Украины в ПВХ, так что почти весь лишний объем пойдет на дефицитный российский рынок. В то же время, говорит он, главная проблема «Карпатнефтехима» в том, что производство работает на большой доле тяжелого сырья, в том числе дизельного топлива, что дорого и неконкурентно. При этом, отмечает он, за год простоя завода сырье для переработки подорожало, в то время как цены на ПВХ пусть незначительно (на 2,4%), но снизились. По мнению эксперта, единственный выход для «Карпатнефтехима» – поиск наиболее дешевого источника поставок и ввод заградительной пошлины от американского ПВХ на украинском рынке.