Олимпиада начинается с вокзала. Или с аэропорта. В зависимости от того откуда и кто приедет в Сочи в феврале 2014. Первое впечатление часто бывает определяющим, а потому качеству транспортного обслуживания – внимание, сопоставимое мониторингу спортивных сооружений.
Строительство нового здания началось в 2010 году. Автор проекта, главный архитектор Проектного центра «НПО Мостовик» Алексей Даниленко рассказывает, что вдохновение для внешнего облика нового терминала черпал в буквальном смысле на берегах Черного моря. «Форма фасада напоминает кому морскую волну, кому взмах птичьего крыла. Это игра образов рождается из местоположения вокзала (Адлер – по-немецки орёл, а сам вокзал находится практически на побережье, в 150 метрах от берега моря). Так что форма нашлась сама собой».
Говоря формальным языком, вокзал – объект стратегического и общественного назначения. Соответственно, существуют определенные требования к функционалу помещений, к степени освещения, к их размерам и расположению. «Форма должна была наложиться на все эти задачи и «обнять» их»,– продолжает главный архитектор Проектного Центра, ООО «НПО Мостовик», автор проекта вокзала в Адлере, Алексей Даниленко.
Объекты сочинской Олимпиады, как сказано на сайте ГК «Олимпстрой», возводятся в соответствии с европейскими понятиями об энергосбережении, несмотря на то, что российские строительные нормы относительно теплотехнических характеристик светопрозрачных конструкций «неприлично» лояльны к подрядчикам. «Морская волна» фасада Ж/Д вокзала в Адлере, созданная практически целиком из энергоэффективного стекла, должна была соответствовать установленным стандартам «зеленого» строительства и эстетически поддержать задуманный образ морской стихии. И главная скрипка в этом оркестре материалов и технологий – стекло!
«Мы сразу предложили обратить внимание на архитектурное стекло SunGuard® HP Neutral 61/42, – рассказывает Елена Лобанова, представитель отдела архитектурных продаж компании Guardian. – Это мультифункциональное стекло. То есть оно работает и зимой и летом, позволяя существенно экономить на отоплении и кондиционировании. Сопротивление теплопередаче стеклопакетов на фасаде в три раза превышает требования отечественных строительных норм. Впрочем, в условиях Сочи гораздо актуальнее стоит вопрос охлаждения летом».
Традиционно помещения с большими витражами ассоциируются с эффектом парника. Чем больше стекла – тем мощнее должны быть системы охлаждения. Современное архитектурное стекло с магнетронным напылением позволяет существенно на них экономить. Выбранное на вокзал SunGuard® Neutral 61/42 отсекает более половины солнечного жара, при этом пропускает достаточное по нормам количество дневного света.
Кстати, продолжая разговор о применении «зеленых технологий» на олимпийской стройке, на кровле автостоянки вокзала установлены тепловые коллекторы для приготовления горячей воды. Система рекуперации воздуха позволяет более эффективно поддерживать комфортную температуру. В принципе – комфорт – один из определяющих принципов в проекте «ЖД вокзал в Адлере».
Вместимость вокзала – около 2000 человек, а пропускная способность в дни Олимпиады до 15.000 человек в час Новый терминал вокзала должен поддерживать настроение гостеприимного, современного, динамично развивающегося города – столицы Зимней Олимпиады 2014.