История одного рухнувшего балкона
Угол наклона девяти балконов дома №61 на проспекте Ленина в Челябинске, где 27 июня произошло обрушение конструкции, достигает девяти градусов, что втрое выше нормы, показало обследование. Управляющая компания «Ремжилзаказчик» приняла решение ограничить передвижение людей по тротуару со стороны центральной улицы. Кто возместит ущерб пострадавшему арендодателю, не окажется ли весь «первоэтажный» бизнес «под завалом» и почему никто не торопится решать проблему – читайте в материале chel.ru.
Обследование конструкций дома №61 на проспекте Ленина показало, что девять балконов имеют угол наклона, втрое превышающий норму, сообщила пресс-секретарь ООО УК «Ремжилзаказчик» Ольга Солодянкина. Сегодня в здании расположены 19 организаций, ни одна из которых не застрахована от обрушения конструкций.
Начальник управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Челябинска Сергей Кочетков отметил, что произведено обследование всех балконов на проспекте Ленина, 61 и выявлены еще потенциально опасные участки. «Управляющим компаниям города поручено провести обследование всех фасадов, – сказал чиновник. – Аварийные плиты на многоэтажках нужно демонтировать и заменить. Мы со своей стороны будем мониторить и общаться с региональным оператором капремонтов. На оштукатуренных домах визуально видны все нарушения фасада. Здесь, как оказалось, под облицовочными плитами было не видно выхода из строя армирующих элементов. Специалисты могут выявить недочеты только путем простукивания, просушивания, замеров толщины, оценки износа, забуривания, а где-то – только после демонтажа плиты».
Как сообщил представитель собственника коммерческой недвижимости по пр. Ленина, 61, арендодатель D-shoes Евгений Тимофеев, после случившегося управляющая компания убрала рухнувшую плиту только через несколько дней.
«Нам позвонил арендатор, сообщил, что упал балкон, – говорит Евгений Тимофеев. – Управляющая компания приняла некое участие в решении проблемы: огородила ленточкой тротуар, но не убирала упавшую плиту почти неделю. Были повреждены гранитные плиты при входе, стена и вывеска, которая была установлена заказчиком. Мы примерно оценили ущерб, позвонили в управляющую компанию, и нам сообщили, что меры будут предприняты. Пообещали выслать эксперта, но никого так и не было. Приезжали люди, смотрели, но никто не взял ответственность, чтобы починить эти камни или хотя бы сдвинуть их».
В результате владелец магазина D-shoes, по словам Евгения Тимофеева, сделал все за свой счет: починил вывеску, покрасил стену. Сумма ущерба магазина, без учета повреждений по входной группе, исчисляется 22 тысячами рублей – счет, выставленный владельцу помещения за ремонт. Однако реальный ущерб намного выше, говорит Евгений Тимофеев.
«По входной группе повреждения мы еще не посчитали. Мы сами сняли решетку, сами ее восстанавливаем. Нужно выпилить и поставить другой гранитный камень, только после этого можно оценить реальный финансовый ущерб, – продолжает он. – Управляющая компания при этом чинит само здание, но не берет в расчет, что пострадала входная группа, поэтому проще сделать самим. У нас же всегда для бизнеса существуют преграды, хотя мы платим налог. Это помещение в собственности с 90-х годов, бизнес держит фасадную сторону здания за свой счет, поскольку УК «Ремжилзаказчик» следит только за жилищным фондом».
В УК «Ремжилзаказчик» рассказали, что работу на месте падения балкона начали в тот же день, в субботу. «Балконная плита весит около пяти тонн, поэтому возникли сложности с тем, чтобы быстро вытащить ее из входной группы магазина. Но плиту вывезли во вторник, то есть спустя трое суток, а не неделю, как утверждает Тимофеев, – уточнила в свою очередь пресс-секретарь ООО УК «Ремжилзаказчик» Ольга Солодянкина. – Заявление арендодателя о том, что он якобы оплатил ремонт своей входной группы, а управляющая компания осталась стоять в стороне, также не соответствует действительности. УК наняла подрядную организацию, которая провела необходимые работы во входной группе магазина: заделали дренажную решетку, отремонтировали вход в приямке, восстановили отлив. Все работы мы проводили за счет УК. Пока не восстановлен гранитный парапет, так как найти нужный камень не так просто, но в ближайшее время сделаем и это».
Арендодатель самостоятельно по своей инициативе только снял и восстановил рекламный щит и закрасил то место на фасаде, где он висел, уточнили в УК «Ремжилзаказчик». «Счет на 22 890 рублей он предоставил в управляющую компанию. Как только будут соблюдены все формальности, эту сумму мы ему вернем», – добавила Ольга Солодянкина.
Дом на пр. Ленина, 61 построен в 1937 году, то есть эксплуатируется уже 78 лет. Согласно ведомственным строительным нормам, продолжительность эксплуатации до капремонта конструктивных элементов определена: для стен – 50 лет, наружной отделки фасада штукатурки по кирпичу – 20 лет. Таким образом, балконы дома «отработали» два срока службы без капремонта.
Чтобы ускорить решение вопроса, УК «Ремжилзаказчик» обратилась за помощью в горадминистрацию. «Учитывая, что жилой дом является архитектурно-историческим памятником, а проведение ремонта балконов не требует отлагательства, так как аварийное состояние балконов влияет на безопасность граждан, убедительно просим оказать содействие в создании комиссии, выработке решения и финансирования работ», – сказано в письме на имя сити-менеджера Евгения Тефтелева.
Напомним, здание является памятником архитектуры, поэтому строители должны будут восстановить облик фасада в его первозданном виде. Все изменения необходимо согласовывать с Главным управлением архитектуры и градостроительства.
Как сообщил администратор салона обуви Ralf Ringer, расположенного в этом же здании, 17 июля управляющей компанией всем арендаторам были выданы предписания, в которых высказано требование принять меры по обеспечению безопасности сотрудников, посетителей и клиентов на время принятия мер по устранению аварийной ситуации балконов, расположенных над помещением.
По мнению Евгения Тимофеева, такое поведение является отличительной особенностью нашей страны. «УК должна была сразу устранить проблему, как в нормальных странах, – говорит он. – Мы ежемесячно платим по тарифам за все ЖКХ услуги, долгов не имеем. А если бы человек проходил мимо и ему на голову упал этот балкон? Я считаю, что государство должно сразу откликаться на такие случаи и нужно начинать работу с законов. Если были бы штрафы за отсутствие капремонта, то, может быть, и работа делалась бы вовремя, чтобы не доводить до такого. Сейчас возмещать затраты на ремонт – это себе дороже выйдет. Нам говорят, что нужно было делать страховку от падения балкона. Но это, на мой взгляд, абсолютно нецелесообразно. Тем более в такое время, когда бизнес находится не в лучшей ситуации».
По словам управляющего партнера юридической компании «Гаврюшкин и партнеры» Сергея Гаврюшкина, магазин имеет полное право на возмещение ущерба. Однако в данном случае необходимо будет определиться с надлежащим ответчиком, то есть с лицом, к которому будут предъявляться требования о возмещении.
«Балкон, обрушившийся на магазин, входит в личную собственность граждан и закреплен в свидетельстве о собственности, соответственно, с данной точки зрения ответственность должен нести собственник имущества, в состав которого входит спорный балкон, – говорит Сергей Гаврюшкин. – В силу п. 4 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним. Согласно данным нормам на собственника данного имущества возлагается ответственность за содержание своего имущества в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии. Таким образом, ответственность за причинение магазину ущерба несет именно собственник жилого помещения, к которому данный балкон относится, за исключением случаев, если между собственником спорного помещения и управляющей компанией не заключен договор, по условиям которого содержание балконов берет на себя управляющая компания».
В соответствии с понятием общего имущества, определенным пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ, балконы, лоджии, веранды и террасы, относящиеся к конкретному жилому помещению, не являются общим имуществом собственников помещений в данном доме, продолжает Гаврюшкин. «Все расходы по содержанию и текущему ремонту балконов, лоджий, террас покрываются за счет конкретных граждан, пользующихся указанными площадями. Капитальный ремонт также проводится за счет средств собственников», – говорит он.
Отразится ли аварийность здания на стоимости аренды? Этим вопросом задались многие арендаторы. Однако пока никто никаких решений не принимал.
«Рухнувший балкон не является поводом для снижения стоимости на аренду, – говорит директор компании «Дан-инвест» Валентин Корытный. – Снижение аренды происходит совершенно по другим экономическим факторам. Скорее всего, этот адрес просто станет более узнаваемым. К тому же обрушение – это проблема прежде всего жителей и их безопасности. Что касается арендаторов, их это заденет в меньшей степени. Балконы – не потолки, поэтому я не думаю, что это как-то повлияет на снижение интересов в к этому дому, поскольку он расположен в центе города».
Даже в случае признания здания ветхо-аварийным речь будет идти не о закрытии бизнеса, а о предоставлении альтернативных вариантов помещения.
«Если предположить, что бизнес заставят съезжать и дом будет признан ветхо-аварийным, нужно понимать, что нельзя первый этаж закрыть, а остальные оставить, – говорит эксперт. – Собственник помещения ежемесячно получает свою доходную часть, поэтому в данном случае ему должны будут предоставить другое альтернативное помещение».