Два комитета ТПП РФ высказались против поправок в Техрегламент о безопасности зданий


Два комитета ТПП РФ высказались против поправок в Техрегламент о безопасности зданий

1 февраля состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции, на котором рассматривались подготовленные Минстроем России поправки в Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений».

В ходе обсуждения участники высказались против данных поправок, сообщает ancb.ru. По итогам обсуждения была принята Резолюция, в основу которой легло Заключение, сделанное на законопроект экспертами, заинтересованными министерствами и госкорпорациями.


РЕЗОЛЮЦИЯ
совместного заседания Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции «О механизмах обеспечения безопасности и качества строительной продукции и услуг на законодательном уровне»

В совместном заседании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции приняли участие вице-президент ТПП РФ Д.Н.Курочкин, представители Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), Союза проектировщиков России, Национального объединения производителей строительных материалов (НОПСМ), Национального объединения участников строительной индустрии (НОСИ), отраслевых объединений (ассоциаций) производителей строительных материалов и изделий, крупных компаний (ОАО «РЖД», ПАО «СИБУР и др.), строительных, проектных, научных и  экспертных организаций, члены Комитетов ТПП РФ.

На заседании были проанализированы основные проблемы технического регулирования и нормирования в строительстве, изменения в федеральный закон от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – законопроект), разработанные Минстроем России (письмо Минстроя России от 20.12.2017 исх. № 47949-ММ/02), состояние дел по установлению в РФ обязательных требований к строительным материалам и изделиям.

Участники заседания в своих выступлениях отметили следующие проблемы по технического регулирования и нормирования в строительстве:

  • снижение технического уровня разрабатываемых нормативных технических документов;
  • закрытый и непрозрачный характер обсуждения проектов нормативных технических документов в области строительства;
  • дублирование требований документов по стандартизации;
  • применение устаревших предписывающих методов технического нормирования;
  • отсутствие сформулированных принципов и подходов формирования (реорганизации) структуры и состава нормативной технической документации в строительстве;
  • необоснованные концептуальные пересмотры системы нормативно-технических документов в строительстве;
  • усиление административных барьеров в строительстве;
  • отсутствие координации работ по стандартизации смежных технических комитетов по стандартизации в области строительства (более 30 ТК);
  • существующий конфликт интересов в области стандартизации и оценки технической пригодности не стандартизованных строительных материалов, изделий и технологий;
  • отсутствие программ (принципов и подходов) гармонизации национальных, международных и региональных (европейских) стандартов в области строительства;
  • отсутствие практики и механизмов привлечения общественных организаций и представителей профессионального бизнес-сообщества к формированию и совершенствованию отраслевой системы технического нормирования.

Выступающие отметили, что в 2016 году НОПРИЗ были разработаны Концепция совершенствования системы технического нормирования и регулирования в строительной отрасли и План основных мероприятий (Дорожной карты) по ее реализации (одобрены 06.10.2017 на совместном заседании Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России, Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия и Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции и направлены в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти письмом Минпромторга России от 26.10.2016 №68066/10. Эти документы могут быть взяты за основу при подготовке предложений по устранению указанных проблем.

Выступающие отметили, что принятие технического регламента Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», разрабатываемого с 2010 года, увязано с внесением концептуальных изменений в Договор ЕАЭС и затягивается на неопределенные сроки. В результате, интересам российского строительного комплекса нанесен существенный ущерб, в связи с отсутствием в России технического регламента для строительных материалов и изделий. В отсутствие обязательных требований к строительным материалам и изделиям, рынок завален контрафактной и фальсифицированной продукцией (по отдельным группам продукции (например, сухие смеси) их доля превышает 50%).

Указанные недостатки технического регулирования строительных материалов и изделий были отмечены в части 10 раздела II Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. N 868-р).

Проводимое в настоящее время внесение изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982, с дополнением их отдельными группами строительных материалов, носит временный характер, не решает всех проблем, связанных с правилами и процедурами сертификации, юридическими аспектами государственного надзора и т.д.

Также в выступлениях было отмечено, что предлагаемые изменения в федеральный закон от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, не решают указанных проблем, а только усугубляют их.

В частности, было отмечено:

Законопроект концептуально меняет систему технического регулирования и стандартизации (технического нормирования) в строительстве.

Законопроект возрождает ведомственное нормотворчество, что противоречит законодательству о техническом регулировании и Соглашению ВТО о технических барьерах в торговле, к которому присоединилась Россия.

В законопроекте предлагается устанавливать в строительных нормах только требования механической безопасности зданий, сооружений и строительных конструкций. В действующем Федеральном законе «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в число минимально необходимых требований к зданиям и сооружениям входят дополнительно к механической безопасности еще 7 базовых требований, которые также должны быть детализированы на уровне документов, обеспечивающих их соблюдение. Ранее они устанавливались в сводах правил и национальных стандартах. В соответствии с законопроектом эти требования должны быть приняты нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, т.е. технические требования в области пожарной безопасности, доступности, безопасности пользования зданий и сооружений и т.д. выводятся из сферы технического регулирования, т.к. доказательная база для данных требований будет формироваться в порядке, не предусмотренном законодательством о техническом регулировании и стандартизации, что также противоречит статье  4 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

 Принятие законопроекта прямо противоречит пункту 1 Дорожной карты "Совершенствование технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования, саморегулирования в строительной сфере и развития контрактной системы...", утвержденной поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака от 30.12.2014 № ДК-П9-9653, на которую ссылаются авторы законопроекта, предусматривающему необходимость обеспечения взаимной согласованности нормативно-методических документов в строительной сфере, а не создание автономной системы технического регулирования и нормирования в строительстве.

Предлагаемая в законопроекте отмена возможности альтернативного применения документов с различными требованиями приведет к ужесточению требований в строительстве и фактическому запрету применения современных стандартов в области изысканий, проектирования и строительства. Это полностью противоречит практике развитых стран и действующему законодательству государств-участников ЕАЭС.

Законопроект устанавливает, что сведения о всех документах, применяемых в целях соблюдения технических регламентов в области обеспечения безопасности зданий и сооружений, должны быть включены в Федеральный реестр нормативных документов в строительстве (далее – Реестр) по результатам экспертизы (согласования) Минстроем России. Данное положение распространяется не только на здания и сооружения, но и на строительные материалы, изделия, конструкции и технологии, применяемые в строительстве. Экспертизу, согласно законопроекту, должны проходить все документы по стандартизации, в т.ч. национальные и межгосударственные стандарты, своды правил, уже прошедшие все процедуры разработки, обсуждения и экспертизы, предусмотренные ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" и нормативными правовыми актами. Проведение повторной экспертизы утвержденных документов по стандартизации потребует дополнительного финансирования на ее проведение и доработку документов по результатам ее проведения.

Законопроект необоснованно устанавливает не имеющие аналогов в мире дополнительные требования для стандартизованных строительных материалов, изделий, конструкций и технологий по включению сведений об этих стандартах в Реестр. В противном случае предлагается применять долговременную и чрезвычайно затратную для предприятий процедуру оценки технической пригодности для уже стандартизованной продукции.

Введение Реестра будет являться существенным административным барьером для разработчиков документов и для применения инновационных строительных изделий и материалов, конструкций и технологий, также она носит явно выраженный коррупционный характер. Кроме того, экспертиза, предусмотренная законопроектом, также должна проводиться на соответствие строительным нормам, которые в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют, также как отсутствует порядок их разработки и утверждения.

Законопроект фактически вводит запрет на применение в проектировании и строительстве документов, не включенных в указанный Реестр. При этом, по определению, в Реестр не включен целый ряд документов в области стандартизации, предусмотренных законодательством и широко применяемых в области проектирования и строительства. Это относится, прежде всего,  к  стандартам на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, утвержденным  национальными объединениями саморегулируемых организаций (часть 2 статьи 55.13, часть 1 статьи 55.15 Градостроительного Кодекса РФ),  а также предварительным стандартам. Запрет на применение национальных и межгосударственных стандартов, включенных в официальные перечни документов по стандартизации, составляющих утвержденную доказательную базу принятых в ЕАЭС и РФ технических регламентов, будет являться существенным техническим барьером в торговле государств-участников ЕАЭС и других стран.

Данные предложения еще больше закрепляют предписывающий метод нормирования в строительстве, создают дополнительные административные барьеры и еще больше разделяют российские и зарубежные принципы и подходы нормирования в строительстве. Предложения противоречат поручениям Президента России В.В. Путина Правительству РФ по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 17 мая 2016 года, по приведению в соответствие с современными требованиями документов технического регулирования в сфере строительства, в том числе принятию мер по гармонизации отечественных и международных стандартов с учётом лучших мировых практик.

Введение для системообразующей строительной отрасли новых видов нормативно-технических документов, приведет к дублированию и конфликту требований вновь вводимых документов и действующих документов по стандартизации в строительстве (в настоящее время - более 1300 документов, в т.ч. около 1000 национальных стандартов и более 300 сводов правил) и, как следствие, к необоснованным затратам предпринимательских структур по соблюдению и исполнению требований указанных документов.

Законопроект исключает применение индивидуально разработанных проектных решений и специальных технических условий, широко применяемых в строительстве в случае отсутствия (недостаточности) требований в национальных стандартах и сводах правил. Это приведет к невозможности реализации большого количества инвестиционных проектов в строительстве, для которых отсутствует или недостаточна нормативно-техническая база.

В настоящее время на финальной стадии семилетнего периода разработки находится технический регламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». В соответствии с Договором ЕАЭС, подписанного Президентами России, Казахстана и Беларуси 29 мая 2014 года и ратифицированного в России федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ, подтверждение требований технических регламентов осуществляется на основании документов по стандартизации, в перечне которых не предусмотрены ни строительные нормы, ни строительные правила, даже на национальном уровне.

Законопроект не учитывает наличие принятых и вступивших в действие технических регламентов ЕАЭС в области безопасности отдельных групп зданий и сооружений (автомобильных дорог, инфраструктуры железнодорожного транспорта, машин и оборудования, лифтов, низковольтного оборудования).  Данные регламенты предусматривают в соответствии с Договором ЕАЭС применение межгосударственных и национальных стандартов, в т.ч. в области проектирования и строительства.

Необходимо отметить отрицательные заключения федеральных исполнительных органов власти по законопроекту, резко отрицательные результаты общественного и экспертного обсуждения  законопроекта, проведенного в 2015-2017 годах (в т.ч. официальные письма в Правительство РФ ПАО "Газпром", ПАО "Газпромнефть", ПАО "Татнефть", ОАО "Сургутнефтегаз", ПАО АНК "Башнефть"), отрицательное заключение ГПУ Президента Российской Федерации, отрицательные заключения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, отрицательное заключение экспертной комиссии, созданной приказом Минпромторга России.
 
По итогам заседания были приняты следующие РЕШЕНИЯ:

1. Учитывая, что законопроект противоречит концептуальным положениям федеральных законов «О техническом регулировании» и «О стандартизации в Российской Федерации», Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Договора Евразийского Экономического Союза и Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, направлен на создание автономной системы технического регулирования в строительстве и фактический возврат узковедомственного нормотворчества, сдерживающих развитие строительного комплекса и смежных с ним отраслей экономики, его принятие нецелесообразно.
Просить руководство ТПП РФ направить настоящую резолюцию и развернутое заключение по законопроекту (приложение 1) в Правительство РФ.

2. Учитывая, в части 6 раздела III Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года предполагается, что «при наличии благоприятных условий в среднесрочной перспективе может быть признана целесообразной разработка технического регламента ЕАЭС о безопасности строительных материалов», а также принимая во внимание, что принятие технического регламента ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий затягивается на неопределенные сроки, просить руководство ТПП РФ обратиться в Правительство РФ с инициативой разработки национального технического регламента «О безопасности строительных материалов и изделий» с принятием его в форме постановления Правительства РФ.

3. Одобрить инициативу НОПСМ и ТК 144 «Строительные материалы и изделия» по созданию Рабочей группы для разработки концепции и проекта технического регламента «О безопасности строительных материалов и изделий». Просить Рабочую групп ускорить разработку указанных документов и рассмотреть концепцию на отраслевой конференции в марте 2018 года.

4. В целях формирования системных подходов по развитию системы технического регулирования и нормирования в строительстве провести во втором полугодии 2018 года конференцию в ТПП РФ с привлечением  всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общественных и профессиональных организаций.

Заключение на законопроект можно прочитать  здесь.