Есть ли жизнь после переработки
В 1970 году общемировые объемы использования материалов в производстве составляли 26,7 млрд т, говорится в докладе The Circularity Gap, подготовленном организацией Circle Economy, которая специализируется на внедрении и популяризации моделей экономики «замкнутого цикла», пишет plus-one.ru. К 2015 году этот показатель почти утроился – до 84,4 млрд т. Активно используя ресурсы, за последние полвека западный мир приблизился к четвертой технологической революции, но столкнулся с проблемой глобального потепления.
Внедрение стратегий «замкнутого цикла» минимизирует негативное воздействие на окружающую среду без ущерба для экономического роста и технологического прогресса: циклические модели позволят сократить использование в производственных процессах первичных природных ресурсов, за исключением воды, на 28%, а выбросы парниковых газов – на целых 72%.
С управлением материалами связано 67% мировой эмиссии CO2. Согласно докладу, на строительство и обслуживание домов, дорог и другой инфраструктуры приходится самый большой «ресурсный след»: 42,4 млрд т ежегодно, включая обработанные металлы, песок, гравий и известняк. Это – 40% использования материалов в глобальном масштабе.
Дома из модулей и переработанные шины
Доля городских жителей к 2030 году составит 60%. Чтобы возводить каменные джунгли без вреда настоящим, необходимы изменения на стадиях проектирования объектов и подбора материалов.
Особое значение приобретают инновации в сфере переработки строительных отходов: так, разработанная в Нидерландах технология Smart Crusher позволяет извлекать из бетона песок, гравий и цемент.
Еще одно экологичное решение – строить дома из модулей. Это позволит быстро и легко разбирать старые постройки.
Важную роль сыграют и цифровые технологии: например, электронные паспорта зданий будут содержать информацию о материалах, использованных при их строительстве.
На авансцену выходят нанотехнологии. Как отмечают специалисты Института общественного здравоохранения при римском отделении Католического университета Святого Сердца и сотрудники американского Национального института охраны труда, наноматериалы, обладающие такими свойствами, как надежная теплоизоляция, прочность и долговечность, позволят снизить расход первичного сырья, энергии и воды, а также значительно увеличить жизненный цикл зданий и дорог, сокращая экослед сектора.
«Новые технологии строительства» (НТС) – портфельная компания «РОСНАНО» – производит модификатор асфальтобетонных смесей на основе резиновой крошки «УНИРЕМ». Вещество повышает долговечность и прочность дорожных покрытий. Как утверждают производители, если на трассе из модифицированной асфальтобетонной смеси образуется колея, она будет в среднем в два раза меньше, а межремонтные сроки увеличиваются на 20-25%. Согласно исследованиям компании, на протяжении 12 лет покрытие с модификатором нужно ремонтировать два раза, а без – три. По словам заместителя генерального директора НТС Максима Богомазова, при ежегодном восстановлении 15% дорог Московской области – 2 220 из 14 800 км – можно сэкономить от 1,1 до 1,67 млрд руб.
Другая компания, ICM Glass, выпускает пеностекольный щебень для кровли. Он на 85% состоит из переработанного стеклобоя. На предприятии, построенном в Калужской области в 2013 году, фрагменты измельчаются и под воздействием высокой температуры преобразуются в материал с герметичными порами, покрытыми нанопленкой из поликремниевых кислот.
Пеностекольный щебень получается прочным, не впитывает влагу и удерживает тепло намного лучше, чем привычные изоляционные материалы, такие как минеральная вата и стекловолокно. Как рассказал генеральный директор ICM Glass Максим Никулин, пеностекло служит свыше 50 лет, а в случае сноса дома щебень можно собрать для использования в новом здании.
Как рассказал Богомазов, с использованием «УНИРЕМ» уложено более 30 млн кв. м автодорог в 28 регионах РФ, в том числе в Ленинградской, Калининградской, Воронежской, Белгородской, Рязанской, Челябинской и других областях. «Мы помогаем решать две проблемы: свалок утильных автомобильных шин и плохих дорог. В Ленинградской области – большое количество использованных покрышек. Чтобы оценить масштаб трагедии, достаточно зайти в шиномонтажный пункт. В Белгородской области не знают, куда девать крупногабаритные шины с горно-обогатительных комбинатов», – рассказал Богомазов.
Несмотря на то, что «УНИРЕМ» снижает расходы на ремонт, способствует решению экологических проблем и не требует модернизации асфальтобетонных заводов, очень немногие готовы использовать модификатор. Мешают менталитет и желание «работать по старинке». «Необходимо соблюдать технические регламенты. Для „УНИРЕМ“ важны температурные режимы приготовления и укладки асфальтобетонных смесей. Дорожники часто недогревают, экономя энергию, либо перегревают, когда кладут зимой, хотя это запрещено. Им неудобно – поэтому технология и не стала популярной до сих пор. Правда, есть и передовые дорожно-строительные организации, которые с удовольствием апробируют и внедряют инновационные методы, но их, к сожалению, не так много», – пояснил Максим Богомазов.
По его словам, «пока в России только 6% дорог сделаны из модифицированных асфальтобетонных смесей, а в Штатах и Европе – до 30%. Почему? Вопрос – к Минтрансу и Минпромторгу. Необходим механизм апробации и централизованного внедрения передовых технологий. Тогда все будут использовать модификатор. А пока наша организация будет принимать участие в разработке государственного стандарта на асфальтобетонные смеси с применением «УНИРЕМ».
Гендиректор ICM Glass Максим Никулин обращает внимание на проблему переработки отходов, которая тормозит продвижение продукции: с апреля по сентябрь завод закупает свыше 2,5 тыс. тонн сырья в месяц и производит до 15 тыс. куб. м пеностекла. Сырье поступает из Москвы, Московской и Ярославской областей. И всего 5% – из Калужской. «Это связано с тем, что у нас практически нет раздельного сбора мусора. Сортировка твердых коммунальных отходов – тоже редкое явление», – заявил собеседник +1.
Пока что основные потребители пеностекла ICM Glass находятся в Калужской области и Москве. Но планируется создание производств и в других регионах: Поволжье, Сибирь, Урал. «Теплоизоляция обладает коротким логистическим плечом – возить материал дорого. Разумное плечо доставки – 400-500 км, поэтому цель компании – тиражировать производства пеностекла по России. Мы возим материал в Петрозаводск, Самару, Казань. Но это – точечные поставки, под будущие предприятия», – прокомментировал Никулин.
Увеличение объемов производства строительных и дорожных материалов в будущем не будет оказывать существенного влияния на выбросы парниковых газов. Новые технологии снимают естественные ограничения на экологические пределы роста.