Фестиваль «О'Город. Окно» законсервировал старые здания
Среди наших туристов считается хорошим тоном восхищаться исторической застройкой городов старой Европы. Узкие каменные «башни» средневековой Флоренции, барочные жилые дома Праги и Парижа, черно-белый фахтверк елизаветинских особняков в Лондоне, известняковые терракотовые мазанки итальянского Средиземноморья. Все это сверкает обновленными фасадами, радуя глаз и сердце истосковавшегося по исторической экзотике нашего соотечественника.
В России же, чтобы посмотреть на красивую историческую городскую архитектуру, принято ездить в Санкт-Петербург и еще немножечко в Москву. И… все. Сложилось такое мнение, что в остальных российских городах есть либо деревянные развалюхи, либо типовая застройка, пишет nn.mk.ru. Нет, еще церкви, конечно, и если повезло – кремль, их можно осмотреть за день, а потом – в Питер. Самое неприятное, что большинство местных жителей тоже разделяют эту точку зрения. Радует, что не все.
В минувшие выходные в Нижнем Новгороде стартовал архитектурный фестиваль «О’Город. Окно». Местные художники и градозащитники объединились, чтобы сохранить уникальные деревянные дома двух исторических кварталов – 1833 года и церкви Трех Святителей. Активисты консервируют здания, а художники специально создают произведения, защищающие оконные проемы этих домов. Понятно, что художественная консервация – это временная мера для разрабатываемой в настоящее время правительством Нижегородской области программы сохранения исторических территорий Нижнего Новгорода.
История этого района началась после 1833 года, когда граница города сдвинулась от Полевой улицы, нынешней улицы Горького, к Напольно-Монастырской (улица Белинского). Территория, на которой прежде располагались канатные заводы, была освобождена и поделена на участки под жилую застройку. Сюда частью переселили жителей кремля, освобождая его территорию, кроме того, здесь просто селились небогатые люди, поначалу совсем беднота, но со временем и люди побогаче заинтересовались этим районом: мещане, разночинцы, чиновники, купцы третьей гильдии.
«К счастью, все этапы застройки тут сохранились, – рассказывает Станислав Дмитриевский, известный нижегородский историк и градозащитник. – До середины XIX века это следы образцового проектирования – классицизм, рамочные простые наличники, фронтон, а начиная с годов 1880-х – все направления эклектики, которые были в русской архитектуре, они тут в дереве отобразились. И модерн – в 1890-е и нулевые годы появляются выносные эркеры, над ними чешуйчатые шатры. На Короленко один такой шатер сохранился на 19-м доме, а на № 17 были два шатра, есть чертеж, и их можно восстановить при реставрации».
На самом деле восстановить пока можно практически весь квартал. Но почему-то в народе укоренилось мнение, что наши «деревяшки» – это либо коммуналка с текущим потолком без горячей воды с сортиром на улице, либо – сносить. Но если вы загуглите, к примеру, «Иркутск 130 квартал», вы удивитесь. Историческая зона Иркутска, где сосредоточено несколько десятков старинных деревянных зданий, превращена в уникальный комплекс. Здесь располагаются не только музеи и выставочные залы, но и рестораны, гостиницы, магазины, почтовое отделение и даже два офисных центра. «В Иркутске 130-й квартал приносит городу по миллиону в год прибыли, – говорит Станислав. – Это пример того, что русское деревянное зодчество, которое является уникальным явлением в мировой культуре, имеет огромный ресурс капитализации, и на этом можно и нужно городу зарабатывать».
Третьим китом проекта кроме художников и градозащитников стал Институт развития городской среды, который совместно с органами власти занимается разработкой проекта сохранения исторических территорий нашего города. Проект пока находится на самом старте: составляется перечень объектов культурного наследия. Следующим шагом должна стать разработка собственно концепции того, как эти территории будут жить и развиваться.