В России предложили смягчить требования к ремонту импортной техники


В России предложили смягчить требования к ремонту импортной техники

Фото: shutterstock.com. Конвейерная лента для производства оконного стекла

В РФ хотят легализовать ремонт иностранного оборудования без оригинальных запчастей. Пока речь идет об автомобилях — сейчас такое устранение дефектов грозит российским компаниям исками со стороны иностранных правообладателей. В Госдуме уже рассматривают соответствующую инициативу Ассоциации параллельного импорта. В долгосрочной перспективе изменения могут коснуться большего числа отраслей промышленности, отмечают эксперты. При этом некоторые участники рынка полагают, что бесконтрольное самовольное обновление оборудования может повысить риск продажи контрафакта.

Бизнес просит смягчить требования к ремонту иностранного оборудования и внести в законодательство право компаний устранять дефекты неоригинальными запчастями — письмо с такой инициативой 5 марта направил директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов члену комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, депутату Рифату Шайхутдинову.

Представитель парламентария подтвердил получение документа. Источник «Известий», знакомый с ситуацией, отметил, что 12 марта в парламенте прошло экспертное совещание, на котором обсуждалась в том числе инициатива ассоциации.

Сегодня не только ввезенная импортная техника находится под защитой норм интеллектуального права, но и ее ремонт, указано в документе. В итоге российский бизнес сталкивается с исками иностранных правообладателей за попытки восстановить оборудование без официального сервиса и оригинальных деталей.

Сегодня российская судебная практика не способствует развитию отечественного ремонтного бизнеса, пояснил «Известиям» Анатолий Семенов.

Целый ряд практикообразующих прецедентных решений закрепили для нижестоящих судов позицию о том, что неавторизованный правообладателем ремонт оригинальных товаров приводит к созданию товара ненадлежащего качества, что равносильно, по мнению суда, по интеллектуальным правам, к производству подделки, — добавил эксперт.

Неопределенность п. 2 ст. 133 ГК РФ («О неделимых вещах») в сочетании с положениями статьи 1487 ГК РФ («Исчерпание исключительного права на товарный знак») вынуждает суды истолковывать ремонт и последующую перепродажу как введение в оборот новой вещи, а значит, невольно восстанавливать исключительное право, подчеркнул специалист. При этом за два года после введения масштабных санкций против РФ импортированная техника стала чаще выходить из строя, добавил Анатолий Семенов.

Но по действующему законодательству права ее ремонтировать у российских компаний нет. Поэтому вопрос требует срочной проработки со стороны профильных госорганов, — полагает эксперт.

Сейчас Россия далека от условий, когда требуется добуквенно соблюдать вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью. Тем более что решение вопроса с насыщением рынка импортными товарами выглядит двояко. С одной стороны, в РФ разрешено импортировать товары без разрешения правообладателя по списку, составляемому Минпромторгом (параллельный импорт. — «Известия»). С другой, в этом перечне нет запчастей к ввезенной продукции. Получается, что по нашим собственным законам без разрешения недружественного правообладателя нельзя проводить никакой ремонт (все ввозимые комплектующие приравниваются к контрафакту), хотя по ряду позиций уже отлажено производство собственных деталей, — отметил член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев.

Сейчас Госдума подняла вопрос ремонта оборудования в транспортной сфере, но очевидно, что проблема актуальна для других отраслей — строительства, энергетики, промышленности, добавил он. Поэтому, по его словам, велика вероятность, что решения по изменению законодательства будут масштабированы.

Отечественные производители активно инвестируют средства в развитие производства комплектующих — однако вопрос импортозамещения сложно решить без комплексной государственной поддержки, заключили в ассоциации.

Рекомендуем прочесть: Импортозамещение в строительной сфере набирает обороты

Источник: https://iz.ru