Как вырастет внутренний спрос на российский пластик из-за санкций


Как вырастет внутренний спрос на российский пластик из-за санкций

Фото: sibur.ru. Производство поливинилхлорида на «РусВиниле»

Около половины российского импорта и трети российского экспорта пластиков в 2021 году приходилось на страны, которые ввели санкционные ограничения. В результате одними видами пластика наш рынок оказался обеспечен с избытком, а других стало не хватать. Причем потребность внутреннего рынка в пластике, в том числе по позициям уже сейчас дефицитным, будет только расти. К такому выводу пришли в экспертном докладе ВШЭ "Анализ обеспеченности российского рынка пластиками".

В отраслях строительства, автомобилестроения и упаковки, традиционно потребляющих до 70% производимых пластиков, дополнительная потребность в отечественных пластиках по отдельным категориям продуктов к 2028 году может составить от 0,2% до 37% к объемам производства 2021 года.

Опыт уже запущенных проектов говорит о высокой самодостаточности российских производителей крупнотоннажных полимеров. К несчастью, такого нельзя сказать о сфере мелко- и среднетоннажной химии. Но здесь снижение импортозависимости может быть ускорено благодаря поддержке государства.

Крупнотоннажные нефтехимические предприятия в основном занимаются переработкой нафты, попутного нефтяного газа и прочего, из которых изготавливают сырье (базовые полимеры) для дальнейшего производства. Россия в высокой степени обеспечена базовыми полимерами и имеет рынок сбыта для их переработки внутри страны.

Мелкие и средние компании занимаются производством продукта, который доходит до конечного покупателя или используется в производстве товара последнего передела.

Часть импорта комплектующих для нефтехимии (катализаторы, присадки, красители, запчасти для оборудования и прочее) после остановки поставок из Европы удалось получить в Китае и Турции, но некоторые объемы выпали.

По итогам 11 месяцев выпуск пластиков в России уменьшился на 6,4% относительно уровня предшествующего года. При этом изменение объема производства было неравномерным в зависимости от типа пластика. На 16% сократился выпуск полиамидов (из них делают капроновые нити, леску, канаты, армирующий слой шин, шлангов), на 11% полиуритановых смол (лаки, краски, герметики, детали для машин и станков, пенопласт и поролон), на 11% поливинилхлоридов (провода и кабели, линолеум, пленки упаковочные, шланги, пластиковые окна и двери, натяжные потолки) и на 8% полипропилена (контейнеры для продуктов питания, корпусы электротехники, садовая мебель, шприцы).

Эксперты ВШЭ отмечают, что у отечественной нефтехимии есть существенный потенциал для развития, компании адаптируются к санкциям. В целом отрасль устояла перед внешними вызовами, однако серьезный спад в отдельных сегментах привел к снижению общих показателей. В 2022 году российские производители активизировали свои усилия в импортозамещении. Авторы исследования насчитали порядка 50 инициатив, касающихся самых разных сфер импортозамещения, в первую очередь в части замещения катализаторов и добавок, разработки новых рецептур, выпуска специальных пластиков, а также расширения использования вторсырья.

Насколько это важно для нашей экономики, показывают расчеты ВШЭ о том, что в пессимистическом варианте прогноза потери российской экономики от прекращения внешней торговли пластиком со странами, которые ввели санкции (импорт и экспорт), могут составлять до 257 млрд долларов, или 18,4 трлн рублей ежегодно, что составляет порядка 14% ВВП России. Этот прогноз уже не оправдался, он был построен на предположении полного отсутствия усилий, направленных на импортозамещение.

Усилия уже предприняты. Но помощь со стороны государства может стать оптимальной формой поддержки. От того, насколько успешно локальные производства реализуют программы по переработке материалов, во многом зависят темпы развития отрасли в целом. При этом проблема импортозамещения в цепочке производства пластиков должна рассматриваться для каждого продукта и отрасли по отдельности.

Рекомендуем прочесть: Solvay завершила продажу 50% в «Русвиниле» «Сибуру» за €433 млн

Текст: Аркадий Говоров, https://rg.ru