1 января 2013 года заканчивается срок, отведенный для обязательного получения энергопаспорта учебными заведениями


В новогоднюю ночь заканчивается отведенный законом срок на изготовление паспортов энергоэффективности для детсадов, школ и вузов России. Уже сегодня стало понятно, что многие директора не успевают получить эти документы к сроку, пишет РИА Новости. Тем не менее, эксперты не советуют им покупать «липовые» энергопаспорта, чтобы избежать штрафов: задачу реальной экономии энергии решать придется все равно.

Все школы, детские сады, колледжи и вузы России по закону обязаны экономить энергию и повышать свою энергоэффективность. Для этого они должны были успеть до 1 января 2013 года подготовить энергетические паспорта с данными о расходовании тепла, света и воды.

Закон отвел руководителям школ и вузов на эту работу срок в три года. Однако большинство учебных заведений этой возможностью не воспользовались и дотянули с подготовкой энергопаспортов до последнего. А сразу после новогодних праздников опоздавших начнут штрафовать местные органы Ростехнадзора. По закону нарушителям грозит штраф до 250 тысяч рублей с организации и до пяти тысяч — с руководителя.

Сегодня по всей России энергоаудитом занимаются около шести тысяч организаций, но к началу декабря уже стало ясно, что они физически не успевают подготовить все заказанные им в спешке энергопаспорта.

Разумеется, в этих условиях администрация учебных заведений может соблазниться пойти по легкому пути – купить фиктивный энергопаспорт, изготовленный под копирку, без энергетического обследования, «по фотографии», как шутят специалисты. Конечно, таким образом можно будет сэкономить время и деньги. Возможно, удастся обмануть и проверяющие органы. Но только ли в проверках тут дело?

Энергопаспорт – это не самоцель, он необходим потому, что в нем собраны статистические данные, рассказал на круглом столе в РИА Новости замначальника отдела реализации госполитики в области энергоаудита и энергосбережения департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК министерства энергетики РФ Роман Неуступкин.

«В первую очередь заказчику услуги необходим качественный отчет для того, чтобы он мог исполнить закон, самостоятельно или с привлечением специалистов составить программу по снижению потребления энергоресурсов и воды, улучшить условия, в которых находятся его учащиеся и сотрудники», — пояснил он.

В то же время и обмануть энергетиков заведомо некачественным обследованием будет не так-то просто. Попытка сэкономить часто проваливается на этапе регистрации нового энергопаспорта.

«К нам на 27 ноября поступило 13 455 паспортов учебных учреждений. Из них было принято 512, остальные были отправлены на доработку, — отметил Роман Неуступкин. — В большинстве «паспортов» цифры не сходятся даже арифметически, что уж говорить про дальнейшие меры?»

Правда, не всегда некачественный паспорт – следствие недобросовестности школьной администрации. Иногда директора заблуждаются искренне, по незнанию. Чтобы преградить доступ в школы мошенникам, к началу 2013 года для руководителей учебных заведений будет составлено методическое пособие с подробным описанием того, что такое энергоаудит.

«Мы планируем расписать: какие работы необходимы, какие измерения проводятся, для чего нужно мерить качество электрической энергии, для чего делается тепловизионное обследование, чтобы это было понятно для любого директора школы», — рассказал начальник отдела реализации проектов по повышению эффективности федерального имущества департамента управления сетью подведомственных организаций Минобрнауки РФ Дмитрий Калачев.

Предположим, школа не пожалела времени и средств, провела качественное энергетическое обследование и получила образцовый энергопаспорт в виде двух томов специальной информации. Что с ним делать директору дальше, кроме того, что предъявлять его как индульгенцию сотрудникам Ростехнадзора во время проверок?

Конечно, основная задача энергопаспорта – дать директору учебного заведения план мероприятий, которые позволят сэкономить энергию. И доступ к этой информации может быть вполне удобным даже не для специалиста, утверждает глава направления «Энергоэффективность в системе образования» департамента образования Москвы Сергей Гужов.

По его словам, сотрудники департамента создали для Москвы электронную базу данных «Энергоэффективность», в которую данные паспортов загружаются в электронном виде. После этого база данных регулярно получает через интернет показания приборов учета из каждого учебного заведения. Информация поступает из школы или детского сада в базу данных с определенной периодичностью, обычно раз в полчаса.

Чтобы вся система работала, около каждого прибора учета энергии нужно поставить маленький передатчик, который по радиоканалу передает информацию в центральный пункт по зданию, рассказал Сергей Гужов на круглом столе в РИА Новости.

«Это гораздо удобнее, чем через провода, потому что не нужно проводить монтажные работы. Кроме того, провода могут порваться», — пояснил он.

Показания приборов учета тепла, электроэнергии и воды через интернет немедленно попадают в городскую базу данных. В свою очередь эта база автоматически формирует состав мероприятий по энергосбережению, рекомендованных конкретной школе.

«Теперь директору не нужно будет пролистывать весь энергопаспорт, чтобы оценить, что ему нужно сделать сейчас, что – завтра, а что – через год», — отметил эксперт.

Каждая школа, вне зависимости от того, есть у нее энергопаспорт или нет, по закону обязана ежегодно снижать потребление энергии на 3%.

То же самое относится к любому детсаду, техникуму или вузу. К 2015 году экономия должна составить не менее 15% по каждому виду энергоресурсов.

Позволит ли «липовый» энергопаспорт с приблизительными рекомендациями по мерам сбережения энергии добиться такой экономии?

Эксперты уверены, что нет. Не проведя качественное энергетическое обследование, невозможно составить эффективную программу по снижению энергопотребления, считает руководитель Центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения Минобрнауки РФ Владимир Фролов.

В то же время экономия энергии может принести ощутимую выгоду образовательным учреждениям. Поэтому специалисты советуют «опоздавшим» директорам не гнаться за поддельными паспортами, а провести качественное обследование в новом году, даже если придется один раз уплатить штраф.

«Энергоэффективность позволяет сдерживать инфляционные процессы, которые идут у нас в стране, связанные с ростом тарифов, и таким образом, например, удерживать в рамках стоимость обучения и поддерживать на приемлемом уровне заплаты преподавателей», — заявил Владимир Фролов на круглом столе в РИА Новости.

По закону энергоаудит должен проводиться не реже, чем один раза в пять лет. Хотя это достаточно затратное мероприятие (подготовка энергопаспорта обычно стоит около 100 тысяч рублей), специалисты утверждают, что эти затраты окупятся значительно раньше.

«Часть мероприятий может окупиться в течение полугода. Есть мероприятия долгосрочные, их окупаемость выходит далеко за 10-20 лет. Но в любом случае они помогают создать условия для комфортного пребывания учеников в школе. То есть это выгодно в любом случае», — подчеркнул Роман Неуступкин.

Средний же срок окупаемости энергоаудита для учебных заведений – 2-3 года, заявил он.


Галина Белкина, декабря 6, 2012 10:15 am
В нашем Отечестве нет нормативных документов для проектирования и строительства школьных и дошкольных сооружений! На соответствие чего производятся аудиты и проверки на энергоэффективность? Привязываться к уровню теплозащиты ограждающих конструкций в СП 50.13330.2012 "Тепловая защита зданий", который, кстати, до сих пор корректируется (сайт НОСТРОЯ), и требовать при этом экономию? Применять оконные конструкции из ПВХ в школах разве можно? Что творится вокруг!
Boris, декабря 6, 2012 11:38 am
Цитата
Галина Белкина пишет:
Применять оконные конструкции из ПВХ в школах разве можно? Что творится вокруг!

Галина Вольтовна, запрета на применение окон именно из ПВХ я нигде не видел, да и причина такого запрета была бы непонятной. Дело не в материале, из которого сделаны СПК, а в функциональных особенностях, конкретно - в герметичности, часто при замене окон без проекта приводящей к целому букету проблем.
Подробнее - в моей статье "Проблемы вентиляции в школах с герметичными окнами", журнал "Светопрозрачные конструкции", №3-4, 2011 год.
Кроме проблем с микроклиматом, часто встречающееся при ремонте старых школ, остекление в виде глухарей вверху, по краям и одной открывающейся створки в центре вызывает еще и проблему для энергосервисных компаний по автоматизации систем отопления.
Галина Белкина, декабря 7, 2012 9:20 am
Борис Иванович, я считаю, что касается, прежде всего, степени огнестойкости применяемых строительных материалов, в том числе ограждающих конструкций, ну и обеспечение санитарно-гигиенических требований. Это же дети...