Россияне оставят в Интернете 800 млрд рублей


Интернет-торговля в России развивается, но по сравнению с западными рынками и США находится пока что в зачаточном состоянии. Активными и продвинутыми покупателями пока можно назвать лишь жителей столицы.

Рынок интернет-торговли в России стабильно растет – об этом говорят результаты совместного исследования «Ситибанка» и российского подразделения компании Google.
По мнению аналитиков «Ситибанка», в России общий объем покупок в Интернете в текущем году составит около 600 млрд рублей. В 2012 году, по их же прогнозам, объем рынка электронных платежей и покупок превысит 800 млрд рублей. При этом в прошлом году PricewaterhouseCoopers (PwC) оценивала объем российского рынка интернет-торговли в 100 млрд рублей.

Интернет-торговля в России развивается, но по сравнению с западными рынками и США находится пока что в зачаточном состоянии. Активными и продвинутыми покупателями в Интернете пока что можно, да и то с некоторой натяжкой, назвать лишь жителей столицы. По данным Google, на Москву приходится 57,2% всех онлайн-покупок. Доля Санкт-Петербурга составляет 27,3%, а Екатеринбурга – 2,6%. На остальные города, включая миллионники, пока приходится очень малая часть интернет-покупок.
Причин тому эксперты называют несколько. Одна из них – медленное проникновение в регионы широкополосного доступа в Интернет. Компьютерная безграмотность подавляющей части населения России – еще один фактор. Также играют свою роль низкая распространенность банковских карт среди населения в регионах, а также недоверие к электронным платежным системам. Кроме того, многих россиян невозможность «пощупать» товар своими руками, неуверенность в хорошем состоянии покупки при доставке, а также возможные проблемы с возвратом по-прежнему отталкивают от совершения покупок в Интернете.

Однако потребители видят и плюсы, которые позволяют интернет-торговле развиваться, в том числе в регионах. В частности, в ходе опроса PwC, большинство респондентов не из Москвы и Санкт-Петербурга одним из основных преимуществ интернет-торговли назвали возможность купить товар, не представленный в их регионе. В общих результатах опроса три четверти интернет-пользователей признали главным преимуществом экономию времени, а 65% – доставку на дом.

Говоря о доставке товаров на дом, нельзя не вспомнить еще об одной проблеме онлайн-магазинов – логистике. Если взять пример западных рынков, то там дистанционная торговля развивается с конца 1940-х годов. За это время вся логистика обработки и доставки заказов была четко выстроена. А с развитием технологий схемы организации продаж по каталогам были просто перенесены в Интернет, что позволило онлайн-магазинам развиваться без особых задержек.

На российском рынке ситуация сложнее. Чуть ли не каждому открывшемуся онлайн-магазину приходится отрабатывать свои схемы доставки товара – либо открывать сеть пунктов выдачи, либо организовывать курьерскую службу. Это, в свою очередь, «убивает» одно из основных конкурентных преимуществ интернет-торговли – низкие цены. Тем не менее, многие эксперты рынка, обсуждая данную тему на RIW 2010, высказывали мнение, что без собственной логистической службы делать в регионах нечего – нарастить потребительскую аудиторию не получится.

Отдельная тема – системы оплаты товаров при заказе в онлайн-магазине. Самой популярной формой расчета в России до сих пор остаются наличные при доставке товара, хотя все шире применяются и электронные платежи. По данным PwC, в прошлом году 49% россиян, купивших товары через Интернет, оплачивали товары с помощью систем электронных платежей, а 20% – с помощью банковских карт. В то же время из-за проблем правового регулирования и непрозрачности рынка электронных платежей крупнейшие торговые сети электронной и бытовой техники не используют виртуальные деньги для оплаты покупок в регионах.

По данным платежной системы «Яндекс.Деньги», в топ-5 категорий товаров, за которые платили пользователи системы в 2009 и 2010 годах, входят онлайн-развлечения – игры, музыка, кино и платные сервисы в соцсетях, услуги связи (Интернет, мобильная связь и IP-телефония), товары в многотоварных интернет-магазинах, компьютерная техника и гаджеты. Еще один популярный товар – авиа- и железнодорожные билеты. Средний чек на авиабилеты, к примеру, у пользователей «Яндекс.Денег» за последний год увеличился в 1,5 раза.

В рейтинг «Ситибанка» по оплачиваемым в Интернете банковскими картами операциям входят услуги связи, авиа- и железнодорожные билеты, приобретения в магазинах музыки, информационные услуги, туристические путевки, развлекательный контент и т.п.
Для поиска информации о товарах и услугах интернет-пользователи как правило обращаются к поисковым системам. По данным Google, чаще всего в запросе со словом «купить» пользователи задают «авто». Однако в некоторых регионах хотят приобрести не авто, а, например, катер, мебель или «угги». У «Яндекса» машина (авто) также соседствует со словом «купить».

В целом, по данным «потребительского барометра» Google, картина такова: 88% пользователей выбирают товары в Интернете и приобретают их offline. 11% пользователей, выбрав товар offilne, приобретают его при помощи online-сервисов. При этом уже 36% респондентов делают свой выбор и совершают покупку в Сети.

К 2012 году аналитики «Ситибанка» прогнозируют увеличение объема рынка электронных платежей и покупок в России до 800 млрд рублей, чему будет способствовать дальнейшее проникновение широкополосного Интернета и банковских карт в регионы, а также рост благосостояния граждан.

Информация с сайта BFM.ru