Оконный рынок в условиях карантина. «Температура» в марте 2020
Под влиянием карантина и упавшего рубля, сегодня трудно переоценить уровень напряженности в любом предпринимательском обществе, даже если это не туриндустрия или авиаперевозки. Как реагирует на развитие событий оконный бизнес, что происходит на предприятиях, какова ситуация в продажах в марте – в новом материале tybet.ru.
Оконная розница: цены, заказы, реакция покупателей
«За последние две недели продажи аномально выросли, и это – черный предвестник резкого падения, мы такое уже проходили. – рассказывает нашей редакции управляющий петербургской группы компании «ДОМ ПЕТЕРБУРГА» Даниэль Паредес. – Также, живой пример: декабрь-январь 2015/2016 годов, когда мы аномально росли за счет девальвация рубля. Сейчас же ситуация более затяжная и не контролируемая со стороны государства. Отказы стали появляться до момента заключения договоров, но пока их количество небольшое, порядка 5% на вторую половину марта. Цены мы уже проиндексировали в связи с ростом цен на фурнитуру и прочее комплектующие. Рост на готовую продукцию составил около 3-5%».
Такое же увеличение запросов отмечают другие оконные компании Северо-западного региона. В основном речь идет о заказах, сделанных в феврале и первой половине марта до «черного понедельника». «Есть единичные отказы от гарантийных и сервисных работ (регулировки и т.п.), люди говорят «давайте немного попозже». По доставкам и установкам переносов нет, – говорит Сергей Андреев, генеральный директор компании «Окна от природы». – Сейчас люди стараются успеть заплатить по старым ценам. Однако, цены на готовую продукцию изменились на 2-3% уже сегодня – за счет увеличения курса евро. С 1 апреля будет еще одно увеличение за счет изменившихся цен некоторых поставщиков: уже объявили о повышении цен поставщики стали, алюминия и некоторых других материалов. О своем повышении мы также уже предупредили своих клиентов».
Чуть сдержаннее отзываются о мартовских оконных продажах участники московского рынка. «Пока не замечаем. Все заказы выполняются в запланированный срок, но март – не показатель сезона. Ясность наступит в апреле», – отмечает Алексей Тимофеев, собственник оконного предприятия «Диагональ». «Розничная торговля не движется ни вверх, ни вниз. Продажи демонстрируют вялотекущий рост. Отказов со стороны заказчиков от запланированных работ нет. Цены изменились с понедельника, 16 марта, в среднем +3% на ПВХ-окна», – рассказывают менеджеры по продажам дилерской компании «Домком» в Истринском и Одинцовско районе Александра Шевченко и Евгения Трофимова – мнения продавцов в основном схожи.
«Мы работаем на одном рынке, обсуждаем похожие темы, испытываем те же стрессы, а успех наш зависит в конечном итоге от тех решений, которые примет конечный потребитель, покупатель окна, – описывает общую ситуацию Сергей Ельников, руководитель направления PR и коммуникаций VEKA Rus. – Наш рынок очень инерционен, и пока что никаких особых изменений в его поведении не отмечено, хотя мы и не можем исключать их появления со временем. Профиль или окна – это не гречка, впрок их запасать не стоит (как, впрочем, и гречку тоже). При ослаблении национальной валюты некоторые компании в ожидании возможного повышения цен, тем не менее, стараются такие запасы создать. Но никакого ажиотажа не наблюдается, всё в пределах сезонной нормы. Никто из смежников, подрядчиков, партнёров ничего особого не ощутил. Сырьё и все компоненты поступают вовремя, по плану производится и вовремя отгружается профиль».
«Частных заказов становится меньше, так как частники не готовы пускать к себе в квартиру замерщиков, да и сами стараются меньше появляться в офисах продаж окон. Объектные заказы идут, стройки работают», – делится Дмитрий Жедрин, руководитель компании «Окна Баринофф» (Москва).
Заказчики окон на карантине
И это понятно. Для частного заказчика окно – продукт, проходящий несколько стадий реализации: производство, упаковка, склад, перевозка, установка на месте. Если первичные стадии процесса и их санитарная безопасность полностью «лежат» в зоне ответственности производителя, то эпидем-безопасность при монтаже оконных блоков – ответственность солидарная. Все больше людей в крупных городах предпочитают для себя и семьи режим самоизоляции. Если бесконтактная доставка окон, как мера, имеет право на существование, то дистанционный монтаж, в принципе, невозможен. Стоит ли опасаться заказчикам замены окон во время карантина или отложить до лучших времен – вопрос индивидуальный. По наблюдениям многих компаний для потребителей этот вопрос пока остро не стоит, но меры со стороны продавцов уже принимаются.
«Запросов со стороны клиентов на изменение упаковки, грузчиков в масках и тому подобное – сегодня нет, у нас все спокойно. Новые обязательные правила или сервисные опции по безопасности монтажа в жилых помещениях широко на рынке никем не вводились, – комментирует руководитель «Окна от природы» Сергей Андреев. – Однако собственные внутренние распоряжения по всем процессам в компании уже разработаны и применяются. Все основные моменты работы в режиме карантина поставлены на личный контроль».
«Для безопасности сотрудников и клиентов в нашей компании разработано достаточное емкое распоряжение, и есть ряд мер, относящихся к обслуживанию. – поясняет Даниэль Паредес, ГК «ДОМ ПЕТЕРБУРГА». – Например, оплата производится через сайт. Правда, такая опция у нас введена уже давно, но сегодня она становится все актуальнее».
Так выглядит сегодня примерный план профилактических мер на предприятиях оконного рынка:
1. Организация удаленной работы сотрудников.
2. Отмена очных встреч и поездок сотрудников.
3. Установка дозаторов с антисептиком на входах в офисы продаж и на производство.
4. Дезинфекция и проветривание помещений каждые два часа.
5. Контроль за температурой работающих сотрудников.
6. Отказ от обслуживания клиентов с признаками ОРВИ.
B2B на карантине
С повышенной ответственностью подходят к эпидем-безопасности международные компании-поставщики, обеспечивающие рынок оконного производства комплектующими.
«Два момента в сложившейся ситуации видятся нам принципиально важными. Первое – это обеспечение безопасности наших сотрудников, коллег, партнёров. Для этого мы отменили семинары, конференции, обучающие и иные публичные мероприятия на территории как основного производства VEKA в России, так и всех филиалов. – Говорит руководитель PR-направления крупной экструзионной компании VEKA Rus, Сергей Ельников. – Также отменены командировки сотрудников, а для проведения совещаний и рабочих встреч с коллегами в регионах активно используются средства дистанционной коммуникации.
Для тех, чьё рабочее место нельзя переместить в формат домашнего офиса, организован мониторинг состояния здоровья, измеряется температура, увеличено количество диспенсеров с дезинфицирующими жидкостями. Важно не просто формально выполнять указания властей, но быть готовым к разумным самоограничениям и понимать, что каждый человек может если и не заболеть, то стать переносчиком и распространителем вируса, и от собранности и дисциплины каждого сотрудника напрямую зависит безопасность компании и работающих в ней людей. А также всех, кто контактирует с ними.
Второе – это обеспечение слаженной, чёткой работы всех звеньев предприятия. Карантинные меры, вводимые разными странами, могут означать дополнительные риски, например, сказываться на сроках поставки. Понимая это, мы распределили логистические процессы таким образом, чтобы такие риски максимально нивелировать, иметь запасные варианты, не допускать появления «узких мест». Очень важно сохранять контакт со всеми партнёрами, каждый их которых для нас важен и ценен, а потому ни у кого не должно возникнуть ощущения, что общения стало меньше. Наоборот, его должно стать больше, а само это общение должно стать более плодотворным. Даже если это – Skype или Zoom».
Андрей Коростылев, руководитель направления Door/Patio/Griffe, тренер Roto Campus в ООО «РОТО ФРАНК»: «В плане вирусологической безопасности компания Roto в Ногинске и за рубежом предпринимает все превентивные меры, рекомендованные соответствующими государственными органами для борьбы с вирусом: применен режим удаленной работы, сокращены деловые контакты, чтобы уменьшить до минимума вероятность распространения вируса. Регулярно проводится медицинский осмотр сотрудников, продолжающих свою работу на производстве и в бюро, для гигиены рук применяются специальные дезинфицирующие средства, используются СИЗ органов дыхания, открытых кожных покровов рук».
«Компания Roto делает все возможное, включая дополнительные финансовые затраты на борьбу с вирусом, чтобы обеспечить клиентов безопасной и качественной продукцией в нужном объеме точно в срок согласно договорным срокам поставки. Определенно, все предпринятые меры призваны минимизировать ущерб от вируса для людей и экономики», – прокомментировал острый вопрос Алексей Нагишев, руководитель технического сервиса и сопровождения продаж по Москве и Московской области, республики Беларусь.
Подводя итог промежуточному опросу tybet.ru о мартовской «температуре» по рынку, можно сказать, что покупательская активность сохраняется в пределах сезонной нормы. Принимая соответствующие меры, рынок в состоянии реагировать на новый тип кризиса, продажи не прекратятся, а новая ценовая политика будет щадящей.
Следите за нашими публикациями.
Подготовлено пресс-центром tybet.ru/WinAwards.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru