«В нашей отрасли драйв не умрет». Интервью tybet.ru с генеральным директором «ТБМ» Виктором Треневым
2020 год – новая точка отсчета для рынка и бизнеса, оконная отрасль – не исключение. О том, какой путь прошел рынок СПК с 2000 года, что из себя представляет сегодня и как меняется – рассказываем в спецпроекте tybet.ru «Время перемен: 2000 – 2020+». Читайте полную версию интервью с Генеральным директором компании «ТБМ» Виктором Треневым.
Расскажите о том времени, когда было возможно создавать крупные бизнесы. Что именно позволило Вам создать «ТБМ» и пойти дальше?
– Таков закон природы: кто-то рождается, а кто-то умирает. Всегда существовали времена, благоприятные для создания или закрытия бизнеса. Но, в отличие от природы, в момент создания неизвестно, какой бизнес рождается: «слон» или «мышь». Когда рождалась компания «ТБМ», мы не договаривались о том, какой она должна вырасти. Мы просто удовлетворяли потребности наших клиентов. И надеемся не отклоняться от этого курса и дальше.
Юрген Майер (ROTO), Вольфганг Ленгсдорф (GEZE), Виктор Тренев, Сергей Тренев, Петер Франк (Peter Frank), Павел Циленко (ТБМ). Выставка Batimat, 1997 год
В те времена, в 90-е годы, мы старались учиться у немецких партнеров, перенимали их передовой опыт: знания о товарах, подходы к управлению. Благодаря этому сегодня мы многого добились, в чем-то даже превзошли наших учителей. Поэтому одна из ключевых компетенций «ТБМ» – постоянное обучение у наших партнеров, поставщиков, клиентов и конкурентов.
Многие ли из тех, кто начинал тогда, на заре 2000-х, добились успеха потом? Почему умирали компании?
– Честно говоря, я не задумывался, почему умирали те или иные группы компаний. Как говорил Л.Н. Толстой: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Одно могу сказать, что среди тех компаний, кто работает с «ТБМ», банкротства случаются редко, поскольку мы всегда очень тщательно выбираем своих партнеров.
Какие изменения за 20 лет принесли рынку наибольший позитивный результат? А какие совершались ошибки?
– Я бы не хотел комментировать изменения рынка в целом или конкретных его игроков, поэтому буду говорить о компания «ТБМ». Мы всегда делали ставку на обучение и подготовку нашего персонала. И сегодня могу сказать, что эти люди успешно работают как в «ТБМ», так и в других компаниях. Наверное, это участь лидеров рынка – растить кадры для всей отрасли. Многие ведущие компании, не только «ТБМ», вложили свои силы в обучение и подготовку персонала. И, видимо, поэтому большая часть производимых изделий на оконном рынке имеет очень достойное качество.
Сотрудники выездной службы «ТБМ», 1999 год
Кроме того, мы всегда активно развивали бережливые и интернет-технологии, и сегодня в сфере коммуникаций и совершенствования бизнес-процессов компания «ТБМ» имеет определенные преимущества. Сегодня мы вновь находимся на новом витке обучения, пытаясь совместить дальнейшее развитие и уменьшение издержек. Это непростая задача, но я уверен, что мы ее решим.
Также мы стремились объединять вокруг себя людей со схожим мировоззрением. Это позволило рынку в какой-то степени консолидироваться и стать более цивилизованным – еще один позитивный результат нашей работы. Здесь хочу отметить успешную деятельность Ассоциации продавцов и производителей оконной и дверной фурнитуры (АПП), которой в этом году исполнилось 14 лет.
Самой же большой нашей ошибкой за время работы считаю закрытие филиалов в некоторых городах в 2009 году. В тот момент мы потеряли доверие наших клиентов, которое удалось вернуть только ценою больших усилий. В последующие кризисы мы действовали уже иначе, поддерживая наших клиентов и бесперебойно снабжая их комплектующими.
Если бы Вы не работали на этом рынке, стали бы выходить на него сегодня?
– Оконный рынок сегодня претерпел большие изменения в сравнении с 1993 годом. Поэтому ответить на этот вопрос однозначно – сложно. Но я не жалею, что оказался именно на этом рынке и возглавил одну из крупнейших компаний-поставщиков комплектующих.
Есть ли надежда, что когда-то рынок вернется в состояние драйва, сверхприбылей, как это было в начале 2000-х?
– Надежда умирает последней, особенно если это касается драйва. Все зависит от умения поддерживать в себе силы и интерес к жизни. Я думаю, что в нашей отрасли драйв не умрет, дело лишь в новых участниках и нашей совместной работе. В этом добрую службу может сыграть и портал tybet.ru, который всегда выступал одним из ведущих драйверов нашего рынка.
Техническое обучение сотрудников «ТБМ». Корпоративный университет «ТБМ» (г. Мытищи), 2018 год
Что касается сверхприбылей, то моя позиция здесь не столь оптимистична. Рынок проходит стадию зрелости и финишной консолидации. Основные прибыли будут сосредотачиваться в конечном звене – продавцах окон, и у самых крупных производителей СПК, которые смогут за счет эффекта масштаба заработать достойную прибыль. Тем не менее, я не думаю, что это уже будут сверхприбыли. Что касается поставщиков комплектующих и компонентов, то здесь я более пессимистичен и не ожидаю никаких сверхприбылей ни сейчас, ни в будущем.
Каким будет рынок СПК в следующем десятилетии?
– В этом вопросе в своих оценках я опираюсь на развитие рынков Восточной и Центральной Европы. Там рынки более консолидированные, интернационализированные, профессиональные. Предполагаю, что и российский рынок пойдет примерно этим путем.
В заключение, желаю всем участникам рынка успешно пережить трудные времена, использовать предоставляемые кризисом шансы и еще более успешно и эффективно обслуживать своих потребителей.
Стоит прочесть: tybet.ru – 20. Вадим Казновский и Марина Судницина о том, как создавался российский оконный web, о долголетии в Сети, и о том, что будет дальше
Очередное интервью из серии «2000-2020: отрасль, которую мы заслужили, и что потом?» читайте в ближайшее время. Следите за нашими публикациями!
Подготовлено пресс-центром tybet.ru/WinAwards.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru