«Государственным структурам пока не до нашего рынка». Интервью tybet.ru с генеральным директором «РОТО ФРАНК» Виктором Мелиховым
Каким нам запомнился рынок СПК за последние 20 лет, как менялся его менталитет и в каком направлении стоит двигаться дальше – говорим с руководителями ключевых компаний отрасли в юбилейном спецпроекте tybet.ru «Время перемен: 2000 – 2020+». Представляем полную версию интервью с генеральным директором ООО «РОТО ФРАНК», главой российского подразделения Группы Roto Виктором Мелиховым.
Виктор, на каких темах выросло поколение людей и компаний (в СПК) из 2000-х? Что для вас тогда имело значение, что волновало, как мыслили?
– Многие из нас стартовали на рубеже 90-х и 2000-х годов. Для меня самым запоминающимся был тренд долговременного и бурного роста – роста объемов, роста количества оконных компаний в России.
Мы мыслили категориями победителей. Росли все без исключения. Шли, а точнее, бежали вперед, совершая массу ошибок, которые растущий рынок многим из нас благосклонно прощал.
Что именно и насколько изменилось в психологии топ-менеджеров/собственников сейчас?
– Первые серьезные изменения с нами случились в 2008-2009 гг. В кризис того периода рынок столкнулся с дефицитом управленческих компетенций в подобных ситуациях. Это был первый холодный душ, когда после долгих лет благоденствия рынку приходилось действовать в условиях мгновенного массивного падения спроса.
Маттиас Эберляйн, Экхард Кайлль и Вильгельм Рольфес на торжественном открытии испытательного центра на заводе «РОТО ФРАНК» в г. Ногинске, 2014 год
Менялись стратегии и тактики участников рынка. Топ-менеджмент компаний должен был принимать верные решения, обеспечивающие эффективность и долгосрочную успешную жизнедеятельность предприятий. В этот период рынок перестал быть рынком производителя и превратился в рынок клиента, рынок потребителя. Появился очевидный тренд на потребности клиента, на принесение ему пользы.
Не считая продуктовой специфики, есть ли у рынка СПК свои особенности?
– Конечно, наш рынок уникален. И мы знаем на эту тему массу анекдотов (улыбается – прим. редакции tybet.ru). Но, если серьезно, то отсутствие регулирования в нашей отрасли является его основной фамильной чертой. Государственным структурам пока не до нашего рынка. А сами мы, участники рынка, организоваться не смогли. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что попыток не оставляем.
РОТО – в числе самых зеленых компаний строительной отрасли России, 2018 год
В результате, на сегодня рынок расслоился на несколько ценовых и качественных сегментов. Это дезориентирует клиентов (покупателей окон), делает экономически неинтересным большой сегмент рынка, лишает возможностей производителей окон для динамичного инновационного развития. Отсутствие норм, обеспечивающих возможность качественного роста рынка, губительно, с моей точки зрения.
Как Вы понимаете происходящие перемены: куда всё идет, и что важно знать и делать сейчас, чтобы не отстать от потока?
– В первую очередь, на мой взгляд, каждый из участников рынка должен точно для себя решить: от какого конкретно потока он не должен отстать.
А идет все к консолидации рынка. Скоро 50 оконных компаний будут производить более 50% всей потребности в России. В этой связи производителям окон надо определиться с выбором ниши для каждой конкретной компании. А тем, кто в своих силах не уверен, лучше принять решение об уходе. Слабые компании уйдут с рынка, и это лучше сделать раньше.
Завод РОТО посетили представители Российско-Германской внешнеторговой палаты, 2018 год. Слева направо: продукт-менеджер «РОТО ФРАНК» Андрей Коростылев (группа OK /Patio /Door), менеджер по работе с фирмами-членами Российско-Германской внешнеторговой палаты Мария Файзулаева, директор департамента по работе с фирмами-членами Российско-Германской внешнеторговой палаты д-р Кристине Франк, генеральный директор ООО «РОТО ФРАНК» Виктор Мелихов, руководитель отдела Маркетинга Продукции «РОТО ФРАНК» Ирина Рясова
Я также полагаю, что подобные тренды не обойдут и системодателей, производителей комплектующих. На рынке очевиден существенный профицит производственных мощностей. Объемов для их полной загрузки явно на всех не хватит.
Как Вы понимаете рынок СПК в ближайшие 10 лет?
– Уже теперь, наверное, никто никак не понимает. Март 2020 года показал нам всем, что даже самые уверенные и вероятностные прогнозы могут рухнуть в один момент. Весь мир остановился, границы закрыты, в начале апреля фьючерсы на нефть торговались в минус. Такого мир не видел ни за последние 20 лет, ни много ранее. Однако, к нашей радости, строительная отрасль объективно не стала пострадавшей, как минимум в моменте.
1 октября 2018 завод Roto Frank в Ногинске отпраздновал свое 10-летие
Что касается ближайших 10-ти лет, то, я полагаю, что наше понимание рынка нам надо будет складывать вновь по кирпичику, т.к. прежним он уже не будет. Как говорят в авиации, «будем действовать по фактической погоде». Но для «РОТО» и для многих наших клиентов и партнеров, я думаю, важным будет сохранять лидерскую позицию, обеспечивать долгосрочное успешное развитие компании.
Есть ли шансы, что когда-то рынок вернется в состояние драйва, сверхприбылей? Что бы могло стать детонатором для нового взрывного роста?
– Один мой старый знакомый и наш общий коллега из Европы как-то сказал: «Хорошо уже было». Но это так… шутки. Хотя не без доли правды, как всегда.
Мое видение следующее:
– Взрывного роста ожидать не следует. Для него просто нет объективных причин.
– На стагнирующем рынке в условиях перепроизводства, жесткой конкуренции и отсутствия регулирования сверхприбылей ожидать не стоит.
– Определённый прирост объема на рынке могли бы дать:
- государственные меры по поддержке строительства и в первую очередь жилого,
- рост доходов населения, что поддержало бы, в том числе и коттеджное строительство, которое занимает немалую долю в общем объеме ввода нового жилья.
Инновационные продукты Roto Patio Inowa и Roto NX на Building Skin Russia 2019, Москва
Но драйв может быть в другом. В огромной стране, где живут более 140 млн. человек, наш продукт всегда будет востребован. Я хотел бы пожелать всем коллегам на нашем рынке: делайте ХОРОШИЙ продукт, радуйте себя и своих клиентов. Получайте драйв!
Стоит прочесть: tybet.ru – 20. Вадим Казновский и Марина Судницина о том, как создавался российский оконный web, о долголетии в Сети, и о том, что будет дальше
Очередное интервью из серии «2000-2020: отрасль, которую мы заслужили, и что потом?» читайте в ближайшее время. Следите за нашими публикациями!
Все публикации рубрики «Рынок окон 2000-2020+»
Подготовлено пресс-центром tybet.ru/WinAwards.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru