«Производители ПВХ-профиля предвосхитили курс на импортозамещение в России». Интервью tybet.ru с Председателем Совета директоров компании «ЭксПроф» Василием Бочкарёвым
Компания «ЭксПроф» – крупнейший производитель ПВХ-профиля для производства светопрозрачных конструкций Уральского федерального округа, одна из первых отечественных экструзионных компаний отрасли с 2001 года, предприятие регионального значения и экспортер российской полимерной продукции на рынки СНГ.
О том, как развивались отечественные предприятия индустрии СПК и потенциале рынка «Сделано в России» беседуем с председателем Совета директоров «ЭксПроф» Василием Бочкарёвым в специальном проекте tybet.ru «Время перемен: 2000 – 2020+».
Василий, в каких условиях создавалась компания «ЭксПроф» в начале 2000-х?
– В начале девяностых в стране появились первые пластиковые окна. Это невиданное доселе чудо настолько превосходило привычные столярные рамы по теплозащите, шумоизоляции, герметичности, эстетике и удобству, что, несмотря на астрономические цены, от заказчиков не было отбоя. По масштабам страны несложно было предвидеть огромный потенциал этого рынка, и в 1997 году мы открыли производство ПВХ-окон в Тюмени на базе компании «Пластконструкция». Почти все комплектующие были импортные, в том числе профиль, тем не менее, бизнес успешно развивался.
Директор «Пластконструкции» А.И. Кулешов наблюдает процесс экструзии ПВХ-профиля exprof на первой и пока единственной линии. 2001 год
Однако после дефолта в августе 1998 года импортный профиль стал непомерно дорог. Пришлось переходить на профили российского производства, которые тогда, к сожалению, не отличались хорошим или хотя бы стабильным качеством. В итоге в 2000 году созрело решение – открыть собственную экструзию ПВХ-профилей. Причем первоначальная цель у нас на тот момент была более чем скромная – всего лишь обеспечить потребности своего оконного предприятия.
Сложно ли было организовать производство ПВХ-профиля и закрепиться на рынке в условиях конкуренции с сильными международными брендами?
– Создать и освоить производство ПВХ-профилей в десятки, а может и сотни раз сложнее и дороже, чем наладить изготовление ПВХ-окон. Требовались значительные вложения, сложное импортное оборудование, квалифицированный персонал редких специальностей. Поэтому первую линию профиля запустили только в 2001 году, основав под это новое направление – компанию «ЭксПроф».
Первая линия экструзии профилей exprof разместилась в арочнике оконного цеха «Пластконструкции», осень 2001 года
Что касается конкуренции и закрепления на рынке ПВХ-профилей, у нас это произошло относительно мягко и естественно. Уже в 2001-2002 годах помимо «Пластконструкции» продукцию «ЭксПроф» начали стабильно покупать больше двух десятков сторонних переработчиков, причем во многих городах – Перми, Челябинске, Оренбурге, Омске, Сургуте, и даже в Москве и Питере. В большой степени сотрудничество инициировалось на личном знакомстве, но существенно подкреплялось и чисто рыночными факторами – качество уровня иностранных брендов, исключительно конкурентная цена и выгодная логистика.
Когда Вы почувствовали востребованность своей продукции на оконном рынке?
– На тот период львиная доля профилей на оконный рынок поступала по импорту. Лишь у пары иностранных брендов была локализация производства в России, да и отечественных производителей можно было сосчитать на пальцах одной руки. При этом ПВХ-окна становились доступны все более широкому кругу заказчиков, что начало подстегивать спрос и на профиль. Так что места хватало всем.
Почти первая продукция «ЭксПроф»: профили широких коробок AeroTherma шириной 101 мм, запущенные в серийное производство в 2002 году для производства дышащих окон с внутрирпофильным доступом приточного воздуха, 2002 год
К концу 2002 года, перед самым началом строительного бума, стал очевиден огромный потенциал этого бизнеса. И когда мы себе поставили задачу выходить с профилями exprof на широкий рынок, у компании уже был зрелый, проверенный временем продукт, уникальные ноу-хау, и постоянные клиенты во многих регионах.
Первое участие «ЭксПроф» в международной строительной выставке. Стенд компании на «МосБилд» 2003, дворец спорта Олимпийский, апрель 2003 года
При этом мы предложили рынку не просто оконный профиль, а уникальные продукты специально для российского климата и домостроения, прочно ассоциированные с брендом exprof. Это пластик, которому не страшны сибирские морозы, и решение по профилактике конденсата и улучшению микроклимата помещений – широкую систему 101 мм с внутрипрофильным доступом приточного воздуха.
Монтаж оборудования системы приготовления драйбленда и экструзионных линий во 2-м корпусе завода «ЭксПроф», 2006 год
Как переработчики принимали отечественный продукт?
– Поначалу многие переработчики относились к профилям exprof настороженно, некоторые предвзято. Но попробовав, как правило, уже не отказывались. Приходилось очень много ездить, многократно встречаться с руководителями оконных компаний, демонстрировать образцы, убеждать, вести трудные коммерческие переговоры, приглашать на завод, параллельно налаживая и совершенствуя сбытовую структуру, логистику, сервис, техническую и рекламную поддержку – все, без чего немыслимо функционирование промышленного предприятия в рыночных условиях.
Строительство склада ПВХ-смолы, 2008 год
Но результат не заставил себя ждать. Начав в 2001 году с одной линии и утилитарной цели, уже к 2007 году «ЭксПроф» прочно вошел в топ-5 производителей с 18 линиями и долей рынка 8%. В 2007-2010гг были построены 3-й и 4-й корпуса с комплексом складирования сырья, а в 2020 году возведён новый 5-й корпус. Сегодня мощности завода составляют 35 экструзионных линий, а доля на рынке достигает 10%.
Как обстоит ситуация с импортом и экспортом ПВХ-профиля в России? Оказывает ли государство поддержку вашему бизнесу?
– По сути, производители ПВХ-профиля предвосхитили курс на импортозамещение в России. В нашей отрасли импортозамещение началось в начале нулевых и завершилось где-то к концу того же десятилетия. Уже много-много лет доля импорта в потреблении оконных профилей находится на уровне статистической погрешности.
Торжественное награждение лауреатов конкурса Лучший экспортер Тюменской области. От компании «ЭксПроф» присутствуют генеральный директор М.Н. Ярославцев и руководитель отдела продаж А.А. Муравьев. Декабрь 2007 года
Наоборот, значительные объемы этой продукции экспортируются в страны СНГ. «ЭксПроф» открыл экспортное направление в 2004 году, а в 2007 году правительство региона отметило предприятие Дипломом лучшего экспортера Тюменской области. Компания отгружает более 15% выпускаемых ПВХ-профилей в Казахстан, Киргизию и Беларусь. Продукцию компании знают также в Таджикистане, Молдавии и Монголии.
Завод «ЭксПроф» с высоты птичьего полета, 2017 год
Администрация Тюменской области оказывает существенную поддержку нашему участию в международных выставках, внедрению системы бережливого производства и по ряду других направлений.
Очередное интервью из цикла «Сделано в России» читайте в ближайшее время. Следите за нашими публикациями!
Подготовлено пресс-центром tybet.ru/WinAwards.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru