Итоги года 2020. Интервью tybet.ru с руководителем направления «Оконные технологии и светопрозрачные конструкции» компании REHAU по Восточной Европе Павлом Иваненко
Сложный 2020 год на исходе. Каким он запомнился ведущим игрокам оконной индустрии и как повлиял на их планы? Подводим итоги года на рынке, говорим о завтрашнем дне с точки зрения компаний и индустрии в целом. Представляем в интервью tybet.ru взгляд на события руководителя направления «Оконные технологии и светопрозрачные конструкции» компании REHAU по Восточной Европе Павла Иваненко.
Павел, конечно, наш первый вопрос о здоровье. Как себя чувствуют сотрудники REHAU в Москве, в регионах, за границей? В каком режиме сейчас работают ваш российский завод и офисы?
– Добрый день, уважаемые коллеги. В этом году все подразделения нашей компании работали в особом режиме, вызванном пандемией коронавируса. Самое главное, нам удалось избежать остановки работы завода и логистического центра. Даже в самые трудные периоды мы стабильно снабжали наших партнёров всем необходимым для производства оконных конструкций. Обеспечить работу нашего производственного предприятия нам помогло активное взаимодействие с Администрацией Московской области и Администрацией Раменского района, на территории которого расположен наш завод. Нами был полностью реализован Стандарт Московской области для работы промышленных предприятий в условиях пандемии, мы полностью соблюдаем более 50 пунктов данного документа.
К сожалению, нам не удалось избежать заболеваний среди сотрудников. Я сам перенёс эту болезнь в лёгкой форме. В нашей компании действует Внутреннее положение, которое чётко регламентирует действия сотрудников и руководителей в случаях заболевания.
Безусловно, намного лучше заражение предотвратить, чем с ним бороться. Мы выполняем все предписанные ограничения. В тех случаях, когда это возможно, сотрудники работают из дома с использованием всех современных средств коммуникации. Мы максимально стремимся перенести контакты с партнёрами, поставщиками и заказчиками в онлайн-формат. Нам это хорошо удаётся, и мы встречаем понимание таких мер со стороны наших партнёров.
Какие реальные проблемы принес в отрасль 2020 год? Что в целом происходило на рынках СПК в Европе, в ближнем зарубежье и в России – на фоне пандемии и падения рубля?
– На мой взгляд, основная проблема этого года – необходимость или даже вынужденность перехода от одной модели работы к другой. Начало 2020 года нам запомнилось хорошими темпами роста продаж. Потом произошел локдаун из-за первой волны пандемии, когда все начали сокращать производство, урезать расходы и консервативно планировать свои ресурсы. Но после завершения первой волны пандемии спрос на оконном рынке стал быстро восстанавливаться, и далеко не все оказались к этому готовы. В нашем бизнесе мы все – и поставщики, и производители окон – должны планировать свои ресурсы на целый сезон. И в течение года очень трудно перейти от консервативной модели ведения бизнеса к модели роста.
За предыдущие кризисные года у нашей компании накоплен большой опыт работы с возможными сценариями. Как правило, мы разрабатываем три сценария: оптимистичный, пессимистичный и средний. Они делаются с таким расчётом, чтобы иметь возможность перейти от одного к другому в зависимости от реальной ситуации. В этом году мы с начала локдауна в России и других странах, за которые мы отвечаем, начали работать по среднему сценарию, но потом очень быстро перешли к реализации сценария оптимистического.
Что касается Европы, то у них проблемы, на мой взгляд, были схожими. Кстати, об этом лучше смог бы рассказать Андрей Белоедов, который уже сейчас активно вникает в дела в своей новой зоне ответственности в качестве Исполнительного директора по маркетингу и продажам дивизиона Window Solutions в регионе Средняя Европа. В целом, наш дивизион Window Solutions отработал как в Европе, так и в других частях мира вполне достойно.
Сколь существенно изменились цены на ПВХ-профиль, и насколько подорожали ПВХ-окна в 2020 году? Что будет с ценами после нового года и весной?
– Цены на ПВХ в этом году выросли существенно, что заставило нас дважды поднять цены на нашу продукцию. Рост цен вызван, прежде всего, сильным ослаблением курса рубля относительно доллара и евро, а также стремлением местных производителей ПВХ поднять цены внутри России до уровня мировых. Альтернативой для российских производителей ПВХ является экспорт своей продукции в другие страны, так как в мире на данном этапе наблюдается дефицит данного вида сырья. По этим причинам цены на ПВХ не прекращают расти и, по имеющимся у нас сведениям, их рост продолжится в следующем году.
Какие сегменты рынка остекления как себя показывали? Какие продукты пользовались наибольшим спросом? Сколь долго еще, по вашим оценкам, может продлиться повышенный спрос на строительные материалы?
– В этом году нас особенно порадовали строительные сегменты рынка. Многоэтажное строительство во многих городах останавливалось на очень короткий промежуток времени. Спрос на покупку жилья поддерживают льготная ипотека и стремление граждан защитить свои сбережения, инвестируя в «бетонное золото», как говорят немцы. Вторым строительным сегментом с высокими темпами роста спроса стало индивидуальное жилищное строительство. Мы много говорили об этом на прошедшем Форуме G3 «Глобальный Оконный Шок», на котором мы вместе с партнёрами и участниками оконного рынка подводили итоги этого оконного года. Запись этого мероприятия уже выложена на YouTube. Рекомендую всем причастным к оконному рынку и тем, кому это просто интересно, её посмотреть. Там много полезной и любопытной информации.
Рост спроса на остекление частных домов отразился и на нашем продуктовом портфеле. У нас выросла доля систем с монтажной глубиной 80+, целевой аудиторией для которых являются именно домовладельцы. У нас также увеличился объём реализации цветных решений и раздвижных конструкций. Это значит, что мы вместе с нашими партнёрами хорошо поработали в области ИЖС, где спрос только начинает расти.
На мой взгляд, спрос на остекление в строительных сегментах сохранится и даже продолжит расти в следующем году. Причины те же, что я назвал выше. К тому же власти в тех странах, которые относятся к нашей зоне ответственности, продолжат стимулировать строительную индустрию как одну из важнейших отраслей экономики.
Какие инструменты продаж в этом году были самыми эффективными? Есть ли бизнес в онлайне?
– Я не открою Америку, если скажу, что продажи и ведение бизнеса переместились в онлайн. Об этом было много сказано и будет сказано ещё. Наша компания создала платформу, которая позволяет получать заказы на продажу окон и продавать эти заказы нашим партнёрам. Этот проект развивается успешно, но это только первый шаг. Мы пока что пробуем на вкус новый для себя цифровой мир продаж и осваиваемся в нём. Должен признаться, что от тех потенциальных возможностей, которые в этом мире открываются, буквально захватывает дух!
Но я хотел бы напомнить и о другой стороне продаж. В этом году на онлайн-мероприятиях, которые проводило отраслевое объединение G3, неоднократно в качестве лучшей практики от успешных оконных компаний обсуждался такой вполне себе «офлайновый» инструмент продаж, как шоурумы. А если вспомнить, что в следующем году ожидается рост спроса на остекление ИЖС, то именно шоурумы могут выступить одним из самых результативных маркетинговых инструментов.
С какими результатами вы заканчиваете календарный год?
– Вместе с нашими партнёрами на оконном рынке мы достигли в этом году впечатляющих успехов. Окна REHAU уже на протяжении многих лет являются самыми покупаемыми окнами в России. По данным исследования агентства Profi Online Research, REHAU – лидирующая марка оконных профилей на рынке России.
Расширение наших позиций на рынке – это результат значительных инвестиций и долгой последовательной работы не только со стороны нашей компании, но и со стороны наших партнёров. Они – производители и дилеры окон, которые строят свою коммуникацию с конечными потребителями, опираясь на REHAU как на сильный оконный бренд. Это совместная победа наших маркетинговых специалистов, сотрудников сбыта и партнёров. A новая современная, задорная коммуникационная стратегия REHAU «Окновление», которая уже подхвачена нашими партнёрами, должна развить достигнутые нами успехи!
Какой сценарий для отрасли вам кажется наиболее вероятным в 2021 году?
– Развитие оконного рынка в следующем году будет в большой мере зависеть от общеэкономической ситуации. А на экономику в следующем году может в значительной степени повлиять политическая ситуация в целом ряде стран.
Но если серьёзных политических турбулентностей удастся избежать, то я готов вслед за коллегами из агентства Окна Маркетинг предположить, что в следующем году нас может ожидать небольшой рост объёмов продаж, прежде всего, в строительных сегментах. Следующий год должен стать годом профессионалов, которые научились успешно работать во всех сегментах рынка, эффективно применять широкую палитру маркетинговых инструментов и гибко реагировать на изменения окружающей среды. 2021 год должен стать годом профессионалов, которые, пройдя свой тернистый путь проб и ошибок, заслужили свой успех на оконном рынке. Со многими из них мы прошли этот путь вместе.
От имени компании REHAU всех участников оконного рынка поздравляю с наступающим Новым Годом и Рождеством Христовым! Желаю, прежде всего, крепкого здоровья и благополучия Вам, Вашим родным и близким, и уже по традиции, короткой холодной зимы и повышенного спроса на теплые окна и двери весь год!
Благодарим за интервью.
Подготовлено пресс-центром tybet.ru/WinAwards.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru