«Мы 30 лет развиваем свою инженерную школу»: опыт калужского завода


«Мы 30 лет развиваем свою инженерную школу»: опыт калужского завода

Фото: «Венталл». Евгений Терешенков, руководитель службы проектирования Холдинга «Венталл»


Выступая на завершившемся в Москве форуме «Сильные идеи для нового времени», прошедшем под эгидой Агентства стратегических инициатив (АСИ), Владимир Путин отметил, что для выживания страны критически важен технологический суверенитет, который невозможен без качественной подготовки инженерных кадров. «Нам нужны собственные инженерные школы!», —  подчеркнул президент РФ. Но их создание — процесс не быстрый и требующий преемственности, сделать это с нуля за пару лет невозможно. Поэтому так важен конкретный опыт сбережения и развития научно-технического потенциала, который своими силами сумели наработать на российских предприятиях.

Инженерное дело в СССР было массовой профессией, история его развития восходила ещё к дореволюционным временам, научно-технические школы развивались в «тепличных» условиях, при поддержке государства. Всё это стало залогом успеха советского технического прогресса. Распад страны в корне изменил ситуацию — была практически разрушена система профессиональной подготовки специалистов рабочего и среднего звена, а высшее техническое образование утратило в обществе престиж. Итог — снижение качества подготовки и утеря преемственности. Результат очевиден: сегодня квалифицированных специалистов слишком мало для восстановления технологического суверенитета.

«Сохраняется существенный дефицит кадров, — говорит руководитель службы исследований сервиса по поиску работы hh.ru Мария Игнатова, — на данный момент в производстве на одну вакансию приходится всего 2,4 резюме. Норма же для рынка труда — шесть активных резюме на одну вакантную должность».

Однако говорить, что русская инженерная школа полностью уничтожена, — преждевременно. Она сохранилась, причём центры её развития ушли из столиц в регионы. Так произошло, например, в Калужской области, которая давно стала одной из российских точек возрождения промышленности.

«Наша конструкторская школа сразу оказалась в авангарде развития процесса создания проектов из металлоконструкций (МК), — рассказывает Евгений Терешенков, руководитель службы проектирования Холдинга «Венталл», российского лидера в производстве МК. — Львиная их доля делается по собственным разработкам — это типовые варианты серии “Спайдер”, здания на основе ЛСТК-профиля, системы “Кондор” и “Трасскон”. Наши проекты дали жизнь целой отрасли строительства, ранее не востребованной и не использовавшейся на территории России. Сегодня эта продукция стала отраслевым стандартом. Кардинальные отличия нашей конструкторской школы от европейского подхода к проектированию — широкий профиль и кругозор инженеров, в то время как в Европе принято привлекать узкого специалиста при реализации каждой стадии проекта. То есть наши конструкторы способны видеть задачу более полно и решать её творчески».

Сохранению калужской инженерной школы помогла преемственность. Хотя средний возраст проектировщиков и конструкторов чуть больше 40 лет, в коллективе многие годы работают специалисты с советской профессиональной подготовкой. Они имеют огромный опыт проектирования самых разных типов конструкций и с удовольствием делятся своими знаниями и навыками с молодым поколением. Благодаря постоянному наставничеству удаётся держать баланс качества и производительности.

Конструкторская школа

Фото: «Венталл». Конструкторская школа

При этом эксперт отмечает, что молодёжь, которая приходит на завод, имеет существенные пробелы в образовании. «Обучение каким-то нюансам и ноу-хау происходит практически непрерывно, — объясняет Евгений Терешенков. — Но сегодня для нас одно из самых важных направлений — освоение программных продуктов. К большому сожалению, почти ни один вуз не обучает азам 3D-моделирования. Тем не менее государство достаточно чётко и уверенно задало тренд на плотное внедрение BIM-проектирования, и этот пробел будет закрыт в ближайшее время. Поэтому назрела необходимость переформирования и актуализации учебных планов, а также более тесного сотрудничества между учебными заведениями и специалистами-практиками».