«Китай стал настоящим открытием». Отзыв российских предпринимателей о посещении выставки оконно-фасадной отрасли FENESTRATION BAU CHINA 2024
Фото: «Динал». Делегация из Сибири на выставке FENESTRATION BAU CHINA, октябрь 2024 года
Разворот российского бизнеса на Восток становится всё более очевидным. Еще совсем недавно евроориентированный российский рынок оконного и фасадного производства сегодня едет в Китай за новыми торговыми связями, технологиями и продукцией.
В октябре этого года впервые в современной истории в Шанхай отправились группы компаний-производителей светопрозрачных конструкций из России. Цель визита – посещение крупнейшей китайской выставки окон, дверей, фасадов, строительных элементов и сборных конструкций FENESTRATION BAU CHINA 2024.
О своих впечатлениях от китайского «бизнес-трипа» специально для tybet.ru рассказал владелец новосибирской оконной компании «Динал» Андрей Попов.
Фото: «Динал». На выставке FENESTRATION BAU CHINA, октябрь 2024 года
Андрей, как много было российских отраслевиков среди посетителей выставки?
– На стендах выставки мы особо не пересекались с земляками, возможно, мы были слишком увлечены необычными нашему взгляду экспонатами. Чаще наших соотечественников мы встречали в европейских ресторанах на территории выставки. Это были представители оконной отрасли из разных городов России, что говорит об интересе профессионалов к рынку Китая.
Расскажите про уровень технологий и китайские ноу-хау, которые вы увидели. Что произвело на вас впечатление больше всего?
– У меня всегда была идея, что европейцы – это законодатели оконного рынка и больше нет никого. Но Китай стал настоящим открытием с точки зрения наработок в теме СПК, оборудования, материалов, профилей и решений, связанных с функциональностью. Мы открыли для себя большое количество китайских брендов. Причем эти бренды не родились вчера, у них есть история. Меня поразил один бренд, который существует на рынке уже 20 лет. У них есть собственные наработки, компания гордится тем, что их оборудование работает уже 20 лет и не ломается.
Если говорить об экспозиции, первое, что бросилось в глаза – это отсутствие пластиковых окон и дверей на стендах. Кругом алюминий, и он «теплый». Причем, размер термовставки раза в два больше, чем у того «теплого» алюминиевого профиля, который используется в России. Такие «теплые» изделия установлены как в бизнес-центрах и гостиницах, так и в жилых домах в Шанхае, при этом стоит учесть – это юго-восток Китая, где почти не бывает нулевой температуры. Производители оконно-фасадных конструкций в Китае очень серьезно относятся к вопросу теплофизики.
Непривычными нашему взгляду также были варианты открывания окон. Например, параллельное сдвигание створок при отсутствии видимых направляющих тяг, которые интегрированы где-то внутри профиля. Это выглядит оригинально, вы не ожидаете при открывании, что створка будет отъезжать в сторону. Из необычного типа открываний на выставке были представлены вертикально-подъемные стены с интегрированными системами автоматического подъема, а также створки с интегрированными в профильную систему отрывающимися москитными сетками. Таких примеров мы не выдели ни разу на европейских выставках.
Фото: «Динал». Фрагмент выставочных образцов на FENESTRATION BAU CHINA, октябрь 2024 года
Судя по стендам, что было трендом в китайской оконной индустрии в этом году?
– Не готов сказать что именно, так как выставку в Китае мы посещали впервые, но скажу, что было много всего интересного. Особенно заметили тягу китайских производителей к гигантизму в оконных и дверных конструкциях: дверные створки по 4 метра в высоту, гигантские сетки плиссе и так далее.
Как много европейских производителей участвовало в FENESTRATION BAU CHINA? Появилось ли у европейцев что-то новое за последние два года, чего нет в России сейчас?
– В основном на выставке был представлен китайский производитель. Мы увидели всего около 5 стендов от европейских брендов – и в основном это была фурнитура. Появилось ли у европейцев что-то новое? Ну, возможно, что-то появилось, но мы не отметили что-то интересное и принципиально новое для себя.
Фото: «Динал». Экспозиция с выставки FENESTRATION BAU CHINA, октябрь 2024 года
Насколько конкурентна китайская продукция по отношению к той, что есть на российском оконном рынке сегодня?
– Визуально их продукция смотрится очень шикарно. Собираются необычные и непривычные нашему взгляду изделия. Но этот момент нужно еще изучать, мы будем разбираться в этом вопросе. Пока сказать что-то однозначное сложно. Нужно время найти тех производителей, цель которых – выпускать достойные вещи. Не все так работают, безусловно, есть и ширпотреб по принципу «много, плохо, дешево».
Как реагируют на ваш интерес китайские компании? Есть ли с их стороны какие-то ограничения из-за западных санкций?
– Китайцы очень гостеприимные люди. Реагируют открыто и с интересом, у нас возникло много контактов. Никаких ограничений мы не отметили, наоборот, китайские компании открыты для сотрудничества, приводили примеры продукции, которую они уже поставляли в Россию. Да, говорили, что несколько усложнилось движение денег, но все эти вопросы вполне решаемы.
Фото: «Динал». Владелец компании «Динал» А. Попов и исполнительный директор А. Огородников
Какие результаты от деловой поездки в Китай получила ваша компания?
– Первый результат – это эмоциональная инъекция. Мы расширили свои границы мышления, и это очень важно для бизнеса. Второе, мы осознали, что Китай очень активно развивается в оконном станкостроении, очевидно, что для своего производства мы будем покупать китайские станки. Также мы увидели множество оконных комплектующих высокого качества, которого давно не встречали на рынке дома, поэтому будем работать и по этому направлению тоже.
В целом, мы запланировали для себя перенимать всё лучшее, что есть на китайском рынке СПК сегодня. Китай – прекрасный стратег. Если в 70-х годах китайское правительство перенимало опыт СССР по выращиванию пшеницы, строительству метрополитенов и многие другие технологии, то сегодня они обогнали весь мир.
Масштабность инженерной мысли прослеживается не только на рынке оконно-фасадных конструкций. Проходимость транспортных путей, которые уже построены, впечатляют. Пропускная способность дорог, развязки спроектированы не для сегодняшних поколений, а с большим заделом на будущее. Это касается и автодорог, железнодорожных высокоскоростных линий. Сейчас пришла наша очередь перенять лучшее и передовое. Интересно познать этот феномен Китая – как им удается делать такие удивительные вещи так быстро. Хочется понять этот опыт и применить его у себя в компании, стране.
Фото: «Динал». Завод по производству стеклопакетов в г. Шанхай, октябрь 2024 года
Что представляет собой и как устроен китайский рынок производства СПК? Чем их модель отличается от рынка России и рынка Европы?
– Тяжело судить по ощущениям от выставки об устройстве всего китайского рынка, но представление о масштабах производства мы получили. Кроме BAU CHINA, мы побывали на трёх китайских заводах: два из них – производители стеклопакетов, третий – производитель алюминиевых профилей и окон. Масштабы и оснащение производственных площадок, конечно, нас очень впечатлили.
Увидев стеклопакетное производство, где установлено 11 линий по обработке стекла на производственной площади 160 000 м2, нам казалось, что это просто фантастика. Но потом мы попали на завод по изготовлению алюминиевых светопрозрачных конструкций площадью свыше 350 000 м2, и поняли, что Китай в плане технологий намного опередил остальной мир. Такого масштаба производств я не видел ни в Европе, ни в России.
Фото: «Динал». Роботизированная линия по производству алюминиевых изделий на заводе в Шанхае, октябрь 2024 года
Расскажите подробнее про оснащение китайских предприятий?
– Во-первых, это роботизированная линия по производству алюминиевых изделий. Сначала мы увидели эту линию на выставочном стенде одной из компаний, где робот-рука перемещает поточные заготовки, делает фрезеровку, установку закладных, обжим, вклейку – и все это происходит без участия людей. Затем мы побывали на заводе, где такая линия (фрагментарно, не на всех участках) установлена в реальном цехе и работает там на протяжении нескольких лет. На отдельных участках сборки робот полностью заменяет человека. Это как раз тот завод по производству алюминиевых СПК площадью более 350 000 кв. метров.
Фото: «Динал». Центр управления заводом по производству алюминиевого профиля и окон, Шанхай, октябрь 2024 года
Второе, центр управления заводом – это как будто центр управления космическими полетами. На гигантских ЖК-плазмах высвечивается огромное количество информации: сводные таблицы в режиме онлайн по продажам, по закупке и остаткам сырья; диаграммы загруженности оборудования, поломки; количество сотрудников на каждом участке производства. Там же аватар начальника цеха, которого можно за секунды перемещать в любую точку из 36-ти, имеющихся на производстве цехов, и камера моментально начинает прямую трансляцию с нужного участка. Это невероятный уровень системности и технологий.
И третье, что меня крайне впечатлило, это гигантские размеры стеклопакетов. Мы были на заводе, на котором был сделан самый большой в мире стеклопакет – рекорд зафиксировали в книге Гиннесса. Размер стеклопакета 3,3 метра на 22 метра. Когда стоишь рядом, чувствуешь себя просто муравьем. Представляете формулу такого изделия?! Это два 20-миллиметровых стекла, склеенных в триплекс, и это является только первым слоем стеклопакета. А теперь представьте, что этот стеклопакет еще имеет изменённую форму – гигантский молллированный стеклопакет. Стоимость изделия, если перевести на рубли, составляет 14 миллионов.
Фото: «Динал». Андрей Попов на фоне гигантского стеклопакета на заводе в Шанхае, октябрь 2024 года
Что скажете о современном качестве китайской продукции?
– Китайское качество, оно всегда было неоднозначным. Мы видели в своей жизни и качественные китайские товары, и очень качественные, и абсолютно некачественные. Оказывается, в китайском менталитете нет понятия «определённая цена». Какую цену надо, такую и сделают, но сделают ее за счёт качества. Поэтому в китайских товарах всё зависит от постановщика задач.
Воспоминание из детства – в обиходе у моих родителей были очень качественные китайские полотенца, которые служили много лет. Или мы видим китайские автомобили, которые на сегодняшний день превосходят, по крайней мере, по дизайну и функционалу премиальные европейские авто, хотя китайскому автомобилестроению буквально несколько лет.
Если смотреть на китайское оконное оборудование, оценить его качество сразу, без опыта эксплуатации, мы, конечно, не сможем. Визуально и оборудование, и профильные системы, и сопутствующие комплектующие – всё это смотрится очень круто. Однако, надо пробовать. Китай явно обладает серьезным потенциалом не только в оконной промышленности, но и других отраслях.
Фото: «Динал». Обрабатывающий центр по переработке алюминия, FENESTRATION BAU CHINA, октябрь 2024 года
Какой уровень или порядок цен, скажем, на оборудование?
– Китайское оборудование с учетом поставки в Россию стоит в 2,5, иногда в 3 раза дешевле, чем немецкие аналоги. У итальянского аналога разрыв с китайцами чуть меньше, может быть 50%. На профиль, не знаю, есть ли разница цен, еще не обработали информацию. Если посмотреть, опять же, на автопром, то китайский автомобиль класса BMW Х7 или Mercedes-Benz GLS на российском рынке будет стоить в 2 раза дешевле европейских аналогов.
Возможно ли сотрудничество с китайскими производителями напрямую без посредников? Какие условия?
– Напрямую без посредников, вероятно, возможно, но в любом деле требуется профессионализм, в том числе, в выборе правильного поставщика. Я думаю, основная задача – правильно донести техническое задание и убедиться, что тебя поняли. И, разумеется, важно проверить оборудование при отправке. В этом, заключается сложность. С другой стороны, срок производства оборудования из Китая под заказ по сравнению с европейскими поставщиками – невероятно быстро – всего 2 месяца. Это плюс.
Фото: «Динал». Стенд с выставки FENESTRATION BAU CHINA, октябрь 2024 года
Что выгоднее: сотрудничество с китайскими фабриками напрямую или закупки через российских дистрибьюторов?
– Смотря какие цели стоят перед покупателем. Конечно, работать напрямую всегда выгоднее. Однако для этого нужно хорошо знать китайский и английский язык или нанять хорошего переводчика, а также организовать постоянный контроль.
Профессиональный поставщик знает все подводные камни, поможет составить грамотное техническое задание для завода, чтобы получить ожидаемый результат.
Что нужно знать российским предпринимателям о китайском рынке для работы по этому направлению?
– Менталитет, язык общения, логистику и т.д. Китайский менталитет очень отличается от российского. На выставке мы заметили, что даже два представителя компании – носители языка, между собой могут долго выяснять вполне простые вопросы. У европейцев и русских есть понимание конечной стоимости. Китайцы могут двигаться в цене, но за счет снижения качества.
Подводных камней много, но масштаб и технологическая развитость китайского рынка, конечно, впечатляют и делают этот рынок для нас максимально интересным.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru