Что изменилось на рынке цветных ПВХ-окон после санкций на плёнки. Мнение российских производителей


Фото: VEKA Rus. Пластиковое окно с ламинацией на фасаде

Спустя время после введения санкций ЕС на поставки в Россию технологий и материалов для «оконной» промышленности, редакция tybet.ru опросила российских производителей об эффектах санкционного влияния на рынок СПК к началу 2025 года.

Что изменилось на рынке цветных ПВХ-окон после санкций на плёнки – рассказываем в нашем новом материале.

Ситуация с цветным ламинированием и пленками для ПВХ-конструкций на рынке России после санкций

Для потребителя ламинирование – это процесс обтяжки ПВХ-профиля декоративной (фактурной, цветной) пленкой с использованием клеевого композита на специальном оборудовании – станке для ламинирования оконного, дверного и фасадного профиля из ПВХ. Для производителей готовых оконных и дверных конструкций ламинирование – одна из самых применяемых технологий создания продукции в цвете, а пленки – основной материал.

За последние годы доля продукции с декоративным покрытием на рынке строительных и отделочных материалов, включая окна, значительно увеличилась. В основном это корпоративный сегмент, концепт-проекты в МКД, и коттеджное строительство, где дизайн в остеклении – ключевой аргумент в продажах застройщиков и самих поставщиков СПК. По оценкам производителей, удельный вес цветных пластиковых окон каждый год постепенно растет и около трети приходится на ламинацию.

«По нашим оценкам, доля ламинированных ПВХ-конструкций составляет более 20%. Уже много лет наблюдется медленный, но постоянный рост этой доли, который связан с индивидуализацией спроса и который, скорее всего, продолжится», – говорит Сергей Ельников руководитель направления PR и коммуникации VEKA Rus, производителя профильных систем из ПВХ. Компания придаёт ассортименту большое значение, на заводах VEKA Rus в Новосибирске и в Москве установлены самые современные линии ламинации профиля, цветные окна и двери VEKA можно видеть на многих объектах по всей стране.

Собственную ламинацию много лет активно развивают и другие производители оконного профиля из ПВХ. По оценкам компании PROPLEX, доля рынка продукции с декором (ламинация, акрил, покраска) составляет 40%, и продолжает расти. При этом изделия с ламинированным покрытием занимают львиную долю – около 30%.

Это объясняется большой востребованностью со стороны производителей и продавцов готовых светопрозрачных конструкций. 

«80% окон, которые мы производим на сегодняшний день – это цветные изделия. За последний год на 5% доля цветных окон у нас увеличилась. Из них около 10% – двусторонняя ламинация. Люди стремятся сделать окно красивым и больше делают акцент на цветных профильных системах. Ну, а придание цвета пластиковому окну наиболее эффективно, конечно, с помощью ламинации», – рассказывает директор оконной компании «Динал» из Новосибирска Андрей Попов.

Балконный блок из ПВХ в цветном исполнении

Фото: «Окна Панорама». Балконный блок из ПВХ в цветном исполнении

С уходом из России основных европейских поставщиков ламинационных пленок и новыми санкциями на ввоз этой продукции с 2024 года ситуация с производством цветных СПК несколько изменилась, но, судя по оценкам событий со временем, не в ущерб рынку.

По мнению отраслевиков, российский рынок прошёл большую школу выживания и научился быстро адаптироваться к внешним изменениям, поэтому введение санкций на поставки ламинационных пленок из Европы прошло достаточно безболезненно. Тем не менее, в качестве альтернативы многие производители начали внедрять другие технологии выпуска окон в цвете или находить новых, не европейских поставщиков.

«Период неопределенности был только в 2024 году из-за ухода Renolit (прим. tybet.ru – в прошлом крупный импортер ламинационных пленок из ЕС в РФ). Поэтому доля ламинации осталась прежней, но часть заказов ушла в покраску. Таким образом, в 2024 году количество окрашенных окон у нас выросло примерно на 7,5% по сравнению с 2023-м», – говорит Михаил Куликов, директор компании «Окна Панорама» из Санкт-Петербурга.

И это не уникальный опыт. Поиск альтернативных решений сопровождал российский рынок СПК весь 2022, 2023 и 2024 год. Несмотря на сохраняющуюся зависимость отрасли в некоторых технологиях и материалах из ЕС, доля замещения постепенно растёт, как и ориентация на азиатское направление.

Рекомендуем прочесть: Будущее – за дизайном окон

Санкции на плёнки для ПВХ-окон приводят к альтернативе

По словам Сергея Ельникова из VEKA Rus, альтернатива материалам для производства у российских производителей сегодня есть – поставщики плёнок из стран за пределами Европы, таких как Турция, Китай, Корея вполне открыты к сотрудничеству. В целом они позволяют удовлетворить спрос на основные колеры. Редкие декоры приходится по-прежнему заказывать из Европы, но их доля сегодня не столь велика.

«Уже многие годы на рынке представлены альтернативы в виде корейских, израильских и китайских пленок. Их качество ничуть не уступает европейским. Палитры основных цветов практически идентичны, а различия в редких оттенках не оказывают существенного влияния», – считают технологи российской экструзионной компании PROPLEX.

«В последние годы появились корейские, израильские и турецкие пленки, которые укрепили свои позиции на рынке после ухода Renolit из России. Из-за неопределенности все начали активно переходить на эти аналоги, и, можно сказать, что переход прошел безболезненно, хотя сейчас поставки Renolit возобновились, но подорожали. Все основные цвета входят в палитру новых пленок, а редкие позиции, как и прежде, заказывают в Renolit», – отмечает директор «Окна Панорама» Михаил Куликов.

«Конечно, по цветам и эстетике не все плёнки европейских брендов можно заменить с лёгкостью на других поставщиков неевропейских. Есть пленки, которых нет в линейке корейских или китайских производителей. Какие-то цвета и текстуры мы продолжаем привозить в Россию, чтобы сохранить существующую палитру и широкий выбор для своих клиентов», – делится опытом Андрей Попов из «Динал».

Окно с ламинацией под дерево на объекте ИЖС

Фото: «Динал». Окно с ламинацией под дерево на объекте ИЖС

По оценкам экспертов PROPLEX, доля корейских материалов для декора ПВХ-конструкций на российском рынке значительно увеличится. Это мнение подтверждается другими производителями СПК.

«Сегодня это LG и Hyundai. У нас в компании LG получила доверие. Опытным путем, мы удостоверились, что пленка этого бренда, действительно, заслуживает внимания и абсолютно не хуже с точки зрения качества немецких пленок. Под качеством подразумевается: защита профиля от перегрева, вандалоустойчивость, ремонтопригодность и, соответственно, эстетика. По этим показателям корейские плёнки уже довольно-таки уверенно конкурируют с плёнками Renolit и Hornschuch», – говорит Андрей Попов.

Рекомендуем прочесть: Эстетика – движущая сила оконного рынка

Влияние санкций на цены и динамику рынка цветных пластиковых окон в 2025 году

С точки зрения Михаила Куликова из «Окна Панорама», дальнейшие изменения на рынке цветных СПК, несомненно, будут, но сегмент не потеряет своих позиций – как ламинированные, так и окрашенные окна, фасады и двери будут доступны, как и всегда. Другой вопрос – изменение цен, потому что цены, в том числе, на цветную продукцию будут только расти.

Цветные окна ПВХ на объекте МКД

Фото: PROPLEX. Цветные окна ПВХ на объекте МКД

Другого мнения придерживаются в PROPLEX, там считают, что евро-санкции на пленки и декоры никак не скажутся на ценах готовой продукции, и точно не повлияют на долю ламинированных изделий в общем объёме рынка СПК. Скорее произойдёт замещение санкционных продуктов, и перетекание объёмов к другим производителям и поставщикам. Для потребителя эти процессы должны остаться незаметными и на динамике продаж не отразятся.

«Сегодня акцент все больше делается на интерьерную особенность, функцию окна. Поэтому эстетические, цветовые требования к окну изнутри будут тоже расти. По моему мнению, будет однозначно увеличение спроса на ламинированные изделия в будущем, уже в 2025 году, – прогнозирует Андрей Попов из «Динал». – Что касаемо цен, немецкие пленки уже подорожали на 20%. В цене окна это не является чем-то смертельным, в пределах 3%, но так или иначе, стоимость ПВХ-окна с немецкими пленками из-за этого увеличилась уже. Корейские пленки остались в той же цене. Мы четко отдаем себе отчет при выборе пленки: если мы не можем заменить данный декор на корейский аналог – цена изделия будет выше».

По мнению Сергея Ельникова из VEKA Rus, цены на ламинированную продукцию будут расти, но санкции – не единственный и не самый значимый фактор этого роста. В большей степени санкционные ограничения влияют на сроки поставок.

«Интересные не складские позиции могут ехать до завода в России пару месяцев и дольше», – подтверждают ситуацию в «Динал».

Рекомендуем прочесть: «Окна начинают влиять на спрос и выбор жилья». Интервью tybet.ru с генеральным директором завода «Динал» Андреем Поповым

Какие цвета ПВХ-окон будут востребованы в архитектурно-интерьерной среде в 2025 году и после

Как отмечают отраслевые эксперты, «законодателями мод» на рынке остекления в настоящее время являются девелоперы. Формирование и реализация проектных решений – это процесс, который не происходит мгновенно, поэтому революционных изменений в цветовых трендах в ближайшие годы не ожидается. Скорее всего, все оттенки серого сохранят ведущие позиции, но также возможно изменение популярности определенных декоров.

ПВХ-профиль для окон в цвете

Фото: VEKA Rus. ПВХ-профиль для окон в цвете

«Несколько лет назад на нашем рынке доминировали древесные тона, сейчас «все носят оттенки серого» и металлические холодные цвета. Какой будет оконно-строительная мода следующих сезонов, сказать трудно. Главное, чтобы поставщики смогли не только сохранить, но и расширить свой ассортимент», – считает Сергей Ельников из VEKA Rus.

«Тренд на серые окна, который начался более 5 лет назад, до сих пор актуален. Ранее популярные стандартные цвета ламинации становятся не актуальны, им на смену пришел антрацит. Думаю, эта тенденция сохранится в ближайшие годы», – дополняет Михаил Куликов из «Окна Панорама».

«Сложно предугадывать моду на цвет, но то, что мы имеем сейчас, на сегодняшний день, это серый цвет, который уверенно зашел в нашу жизнь в окнах. Темно-серый антрацит – максимально востребованный цвет на рынке ИЖС и на рынке МКД. Но в последнее время наблюдаем такую тенденцию, что кашировка под натуральные «деревянные» цвета и фактуры набирает популярность среди наших клиентов. Предполагаем, что в ближайшее время будет спад спроса на черный, серый и антрацит в пользу деревянных фактур», – делится мнением Андрей Попов из «Динал».

«Вместе с тем, возможно изменение популярности определенных декоров. Так, например, ранее востребованные оттенки Махагони, Светлый Дуб и Золотой Дуб постепенно уступили свои позиции более современным оттенкам серого (гладкий, брошюрованный, мерцающий) и коричневого. Таким образом, динамика на рынке наглядно показывает, что потребительские предпочтения продолжают эволюционировать в сторону новых эстетических решений», – подытожили тему в PROPLEX.

Рекомендуем прочесть: Пластиковые окна нового века: история продолжается

Подготовлено редакцией tybet.ru.

Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru