Кузьма Стеклов. Оконная история в лицах (66)
← пред. след. →
Я думал, что завершил «автомобильную тему» в «Оконной истории...» – однако, активное обсуждение предыдущих частей этого рассказа читателями заставило меня «сморщить мозг» и вспомнить еще несколько ситуаций.
Один из моих американских приятелей (я уже неоднократно писал в «Оконной истории...» об этом замечательном человеке и называл его Билл) необычайно законопослушный человек. Этот мой друг не только заставлял меня пристегиваться на любом месте своей машины (особенно дико это было для меня на заднем сиденье его огромного Chevrolet), но и вводил меня в полный ступор, когда отказывался ехать из Москвы в Шереметьево на наших «Жигулях». Да где же мне было взять ремень безопасности на заднем сиденье «копейки»?!
Еще больше он меня «достал», когда запретил пить пиво на переднем сиденье своей «лайбы» якобы потому (а в тот день было очень жарко и, действительно, хотелось чего-нибудь «холодненького»), что в соответствии с их американскими правилами дорожного движения питие алкогольных напитков на пассажирском месте запрещено, так как может отвлекать водителя от выполнения его непосредственных обязанностей.
Есть только одна возможность расслабиться в машине – если ты уберешь бутылку пива (или того, чем тебе нравится «охлаждаться») в бумажный пакет. Оказывается, если полицейский не видит, что ты пьешь пиво (виски, коньяк, водку, колу, пепси), то и приставать не имеет права – очень законы у них демократичные. Пакет с его содержимым твоя личная собственность – никакой полицейский не может покуситься «на твоё» без ордера. Вот бред-то, а?
Особенно интересно то, что чувствует водитель. Есть ли разница между тем, как он принюхивается к тому, что пьет пассажир с – и без – пакета? По-моему, если водитель склонен к «зеленому змию» – он таки «сломается» в любом случае!
Несмотря на то что Билл очень аккуратно ездит, он, вероятно, так же как и я «задумывается» за рулем. Ничем иным я не могу объяснить то, что он только в самый последний момент заметил трейлер, потерявший управление, который выезжал на него из одного из ответвлений на основную дорогу.
Зная Билла очень хорошо, я не могу себе представить, как он успел отстегнуть ремень безопасности, открыть дверь и вывалиться из машины на скорости около 70 километров в час. Но он сумел это сделать! И я благодарю Господа за то, что он смог выжить в этой страшной аварии. Его Chevrolet, конечно, превратился в хлам, а сам Билл сломал руку и пару ребер.
Читатель, как ты думаешь – для чего я вспомнил эту историю? А только для того, чтобы объяснить, чем отличаются американские чиновники от своих российских собратьев.
Через год после аварии Билл встречал меня в международном аэропорте Вашингтона на очередном Chevrolet. Ездить он стал еще более аккуратно. А на мой вопрос, почему он не купил более современную японскую машину, он поведал мне следующее.
Во-первых, если правительственный чиновник покупает американскую машину, его правительственное ведомство обеспечивает скидку до 40 процентов от стандартной цены. Если же это машина японская (даже произведенная в Штатах), никаких послаблений не существует.
Во-вторых, если государственный служащий страхует американскую машину и свою жизнь в ней, то он также получает значительное снижение страховых платежей. Ну и, в-третьих, если государев человек демонстративно ездит не на отечественной машине, на него очень косо смотрит его непосредственное начальство.
К чему я это сказал? А к тому, что все в нашей стране знают, на чем ездят высшие российские чиновники. На Mercedes, BMW и Audi. Многие помнят инициативу Бориса Немцова по пересаживанию их в «Волги». И чем это кончилось – кажется, Черномырдин так закрыл дверь, что она отвалилась. Может быть, он специально это сделал?
В свое время, когда «Москвич» собирался создавать совместное предприятие с французским «Рено», был очень популярным анекдот: «Да, создают. И их новая машина будет называться «ХРЕНО».
Только что я прочитал в одной из газет следующее: «Нужно спросить Владимира Владимировича Путина – когда он нанялся работать рекламным агентом ВАЗ. И сколько он там получает». Это, читатель, как ты понимаешь, связано с поездкой ВВП на «Калине» по Дальнему Востоку. Который буквально стонет от того, что вводят запретительные пошлины на японские машины, но не пересядет на «Калины» никогда! И вообще – мне кажется, что вложения правительства в отечественный автопром – наименее ликвидные из тех, что были сделаны в российскую промышленность.
Еще один из моих американских друзей (Брюс, он тоже неоднократно появлялся на страницах «Оконной истории...») ярый фанат мотоциклов. Перед его домом стояли два потрясающих «аппарата» – «Kawasaki» и легендарный «Harley Davidson». Как же он ими гордился! И какое же горе было, когда кто-то ночью задел его японского любимца!
На следующую ночь он пригласил меня проехаться на легенде («Harley Davidson»). Я только потом понял, что таким образом он выплескивал на дорогу свои тоску и злость. К сожалению, я не смог понять этого раньше – иначе бы ни за что не согласился бы на эту авантюру!
Скажи, читатель, ты когда-нибудь сидел на заднем сиденье большого мотоцикла, который рассекает ночные просторы со скоростью около двух сотен километров в час? Если у тебя нет такого опыта, ты никогда не поймешь того ужаса, который я испытал в благополучной Америке.
Да, конечно, я был в шлеме. Да, конечно, я держался и за Брюса и за специальную ручку. НО! Меня трясло, сдувало, глючило и корежило! Мне захотелось соскочить с нашего железного коня уже через пять секунд после старта. Как же! К тому моменту мы уже почти летели, и мне оставалось только прижиматься к спине Брюса – и молиться! (Очень редко, к сожалению, мне приходит в голову обратиться к Богу!) Только после того, как мы вернулись к дому Брюса я смог нормально вздохнуть и признаться себе в том, что я, к сожалению, наверное, не байкер.
Еще один «экстремал» попался мне в Голландии. В начале 90-х годов прошлого века у меня был очень близкий партнер, предприятие которого располагалось рядом с замечательным маленьким городком Венло. Про этот город я еще обязательно расскажу. Сегодня же речь об автомобилях.
Так вот. Моего партнера звали Ларс. И этот человек – после того, как мы подписали с ним контракт на совместное изготовление алюминиевых конструкций для высотного здания в городе Волгограде на примерно миллион долларов, – решил меня покатать на своей новой машине.
Его новая машина была марки SAAB. После комментариев и критики знатоков автомобилей на сайте «ТИБЕТ» я должен быть очень аккуратным. Мне кажется, что эта спортивная версия знаменитого шведского концерна называлась Abbey Road. Хотя – не очень уверен. Быть может, мне в голову запало что-то связанное с любимым Beatles. Но то, что машина имела какое-то отношение к аббатству – это точно. Кажется, я очень аккуратно вывернулся из ситуации!
Ларс предложил мне попробовать его новую машину на скоростном шоссе между Венло и Эйндховеном. Почему-то эти испытания были опять ночью. Быть может, в те годы камеры слежения в это время отключали?
Я воспринял нашу поездку только в одном смысле – мне показалось, что Ларс хочет меня прикончить сразу после подписания контракта. Тогда бы он получил не миллион долларов, а полтора. Никак иначе я не могу объяснить то, что он со мной вытворял на этом скоростном шоссе.
После разгона машины до двухсот километров за пять-десять секунд и мгновенного торможения, я понял, почему я не пошел в космонавты. Хотя, я работал в Институте медицинских и биологических проблем (кажется, я ошибся в названии – но это тот институт, что расположен на съезде с Ленинградского на Международное шоссе к Шереметьево) в качестве испытуемого кролика. Надеюсь, у меня будет еще место рассказать и про этот опыт.
Но – зря мы с Ларсом перед поездкой в ресторан зашли. Он, по-моему, тоже об этом пожалел.
Где-то я уже говорил, что в начале 70-х годов прошлого века учился в Московском энергетическом институте. Тогда это был один из пяти наиболее престижных высших технических учебных заведений (МФТИ, МИФИ, МВТУ им. Баумана, МАИ, МЭИ).
Ближе к концу учебы один из наших сокурсников где-то купил старый проржавевший насквозь ЗИМ – причем, за какие-то очень смешные деньги.
Я очень надеюсь, что некоторые из вас помнят эту замечательную машину. Быть может, только ты не знаешь, читатель, что аббревиатура ЗИМ означала «Завод имени Молотова». А еще был ЗИС – «Завод имени Сталина». Первый теперь (насколько я знаю) – ГАЗ, а второй – ЗИЛ. На шикарных ЗИСах ездили в свое время члены Политбюро, а на чуть менее роскошных ЗИМах – министры и другие «шишки» попроще. Боюсь, что я не знаю – с каких немецких (скорее всего) или американских машин они были скопированы. Думаю, что знатоки помогут мне определиться с тем, какие из знаменитых автомобилей были взяты за образец. Но то, что даже ЗИМ был о-о-очень удобной машиной – могу засвидетельствовать лично.
В очень давние времена у меня был одноклассник, у которого был в свою очередь дед – генерал с тремя или четырьмя звездами. Мы довольно плотно общались с этим моим приятелем, особенно в самых старших классах. Ну все, как у всех в те годы – выпивка, сигареты, танцы в их пятикомнатной квартире, Beatles, одноклассницы. А также ездили на генеральскую дачу на том самом ЗИМе, который был положен деду-генералу. Вот тогда-то я и проехал пару раз в «министерской» машине – с баром, коврами, стеклянной поднимающейся перегородкой между водителем и пассажирами. И так далее. В те годы это было очень «круто»!
А с той машиной ЗИМ, которую купил мой однокурсник, мы сделали следующее – сняли все сиденья, кроме переднего. Наварили стальной лист на все остальное пространство. Немножко починили – покрасили снаружи. Уложили ковры и подушки внутри. И с огромным удовольствием ездили на пикники до конца обучения. Свобода помнится до сих пор не только мне, но и многим другим институтским приятелям. В том числе, и нашим немецким, чешским и болгарским однокурсникам.
Я застал еще то время, когда по улицам бегали «репарационные» машины из Германии. Одна из них была у одного из моих «альпинистских» воспитателей, которые очень серьезно относились к тому, чтобы сделать из меня «настоящего человека».
Эта потрясающая машина запала мне в сердце навсегда! Умопомрачительные формы и обводы, кожаные сиденья, тихое урчание мотора, вместо обычного сигнала поворота – выкидывающиеся вставки – «руки» с лампочками. В общем – настоящий «Хорьх»!
Пару лет назад, в Киеве, я ловил такси. И был потрясен до самых глубин души, когда передо мной остановился армейский бронетранспортер! Но это было такси – шашечки на борту, зеленый огонечек, счетчик, ну и все прочее. Цены, правда, были в два раза больше, чем в обычном такси. Но, поверь, читатель, такой опыт стоил этих денег. Тем более что зимой столицу Украины практически не убирали, а проходимость БТР несравненно лучше, чем у обычных машин!
При перепечатке информации обязательна активная ссылка на www.tybet.ru