Дорожная карта российского BIM-бездорожья
О плане мероприятий («дорожной карте») внедрения технологий информационного моделирования зданий и сооружений как ключевых технологий цифровой экономики, читайте в материале
Отраслевого журнала «Строительство».
Экономика: шаг в «цифру»
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года дано поручение: Правительству Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации утвердить программу «Цифровая экономика», предусмотрев меры по созданию правовых, технических и финансовых условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации и ее интеграции в пространство цифровой экономики государств – членов Евразийского экономического союза.
В этой связи необходимо отметить, что технологии информационного моделирования зданий и сооружений являются реализацией цифровой экономики – основного вектора развития мировой экономики – в строительной отрасли и области управления недвижимостью.
Идеологию возникшего в последнем десятилетии XX века понятия цифровой/электронной экономики как никто лучше обозначил в 1995 г. Николас Негропонте – американский ученый-информатик. Он представил ее в форме перехода от движения атомов к движениям битов.
«В эпоху индустриальной экономики рост производства характеризуется наращиванием физических размеров предприятия – увеличением количества оборудования, его мощности, расширением штата сотрудников и т.д. Рост был бы невозможен без значительных финансовых затрат, на которые были способны только старые игроки или новички, обладающие большими ресурсами.
В настоящее время мир вступает в эпоху постиндустриальной цифровой экономики, которая кардинально изменяет ситуацию:
– основным ресурсом становится информация, и этот источник от использования не иссякает;
– торговые площади в Интернете не ограничены;
– компании не нужно быть большой, чтоб успешно конкурировать;
– один и тот же физический ресурс может быть использован бесконечное количество раз для предоставления различных услуг;
– масштаб операционной деятельности ограничен только размерами интернета;
– клиент становится «божеством» .
BIM как компонент цифровой экономики
Возникает вопрос: почему технологии информационного моделирования являются одной из важнейших технологических платформ цифровой экономики?
Есть очень простое объяснение этого факта. Самой необходимой частью для человека является та искусственная среда, которую он сам и создает – дом, квартира, офис и то, что называется недвижимостью. Цена и производство недвижимости – это не просто слова, а реальная и большая экономика. Есть еще один важный аспект цифровой экономики, связанный с понятием «умный город».
Приведем пример с Великобританией, которая к моменту реального старта тематики умных городов уже достигла больших положительных результатов в реализации программы информационного моделирования (BIM) для строительной индустрии страны и, собственно на базе этих результатов и было принято решение о переходе к программе цифровой экономике, в которой города занимают огромную часть. Собственно говоря, формальный старт перехода Великобритании к цифровой экономике зафиксирован решением их правительства в феврале 2015 года. В этом документе определено, что развитие цифровой экономики будет строиться на базе организационно-технических и экономических результатов этапа информационного моделирования (BIM).
Это обусловлено следующими обстоятельствами:
Во-первых, от BIM был включен в оборот огромный массив объективных данных о физических и иных измерениях зданий, сооружений и объектах инфраструктуры страны.
Во-вторых, так как практически очень многие «умные» решения не могут быть реализованы без физических преобразований, т.е. проектов и строительства, то появились регламенты уже производные от BIM.
К примеру, про критически важные инфраструктуры, к которым, безусловно, относятся города. На первом BIM-этапе это определялось термином Level 2 (Уровень2), а на втором, т.е. этапе продолжения BIM проекта и начала цифровой экономики и умных городов – термином Level3 (Уровень3). Таким образом, достигается экономический эффект мультипликации или синергии проектов и, соответственно, их суммарное удешевление.
Заглянем в дорожную карту...
Как следует из вышеизложенного, технологии информационного моделирования являются ключевыми в вопросах становления и развития цифровой экономики страны.
План (дорожная карта) мероприятий по поэтапному внедрению технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства (далее – План), разработанный рабочей группой и Экспертным Советом при Минстрое России, членами которых являются авторы настоящей статьи, призван:
– повысить конкурентоспособность российского строительного комплекса, создать десятки тысяч новых высококвалифицированных рабочих мест, улучшить качество выполнения инженерных изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства, снизить себестоимость строительства и эксплуатации, повысить эффективность управления объектами капитального строительства;
– обеспечить к 2019 году подготовку нормативной базы и программно-технологической платформы в рамках реализации проектов по государственному заказу с использованием технологий информационного моделирования при выполнении инженерных изысканий, проектировании, строительстве и эксплуатации капитального строительства;
– обеспечить к 2020 году переход на обязательное использование технологий информационного моделирования при выполнении инженерных изысканий, проектировании, строительстве и эксплуатации капитальных объектов различного назначения, создание которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет средств акционерных компаний, имеющих долю государственной собственности в уставном капитале.
Целями Плана являются:
– устранение правовых и административных барьеров при использовании в режиме электронного взаимодействия технологий информационного моделирования;
– мотивация участников гражданского оборота к созданию рынка технологий информационного моделирования в Российской Федерации;
– формирование условий с применением технологии информационного моделирования для оценки стоимости капитального объекта с учетом его полного жизненного цикла;
– формирование системы национальных стандартов, сводов правил и других нормативных документов, необходимых для эффективного использования технологий информационного моделирования в Российской Федерации;
– создание инфраструктуры и кадрового потенциала, необходимых для внедрения в отечественный строительный комплекс технологий информационного моделирования;
– создание национальной технологической платформы (совокупность отечественных программно-технических средств и нормативно-методической базы, обеспечивающих технологическую независимость и информационную безопасность российских компаний при использовании технологий информационного моделирования зданий и сооружений), поддерживающей применение информационного моделирования в Российской Федерации.
В качестве контрольных показателей успешной реализации Плана предлагается использовать следующие качественные и количественные показатели:
Наименование контрольного показателя |
Единица измерения |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Количественные показатели |
||||
— количество проектов, выпущенных с использованием технологий информационного моделирования зданий и сооружений |
процент |
10 |
20 |
35 |
— снижение затрат на осуществление строительства объектов с использованием технологий информационного моделирования |
процент |
|
|
20 |
— снижение затрат на осуществление эксплуатации объектов, созданных на основе технологий информационного моделирования |
процент |
|
|
15 |
План состоит из ряда разделов:
1. Создание правовой и нормативно-технической базы использования технологий информационного моделирования в инженерных изысканиях, проектировании и строительстве. Верификация нормативно-технической базы на пилотных проектах (2016 — 2020 г.г.).
В рамках данного раздела планируется разработать проект федерального закона, вносящего изменения в действующую нормативно-правовую базу, регулирующую градостроительную деятельность, в частности, «легализовать» понятие «информационная модель здания и сооружения». Это позволит запустить весь процесс внедрения технологий информационного моделирования в строительную отрасль России.
Планируется разработать проекты национальных стандартов, сводов правил, проектов изменений к сводам правил и актуализировать утвержденные ранее строительные нормы и правила, сводов правил в области информационного моделирования в строительстве.
Тем самым будет создана нормативно-техническая база, необходимая для внедрения технологий информационного моделирования в сфере строительства.
Кроме этого, запланированы следующие мероприятия: подготовка рекомендаций для заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в сфере строительства для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд, подлежащих выполнению, с применением технологий информационного моделирования и приемке выполненных в рамках таких контрактов работ, установление порядка ценообразования при использовании технологий информационного моделирования в процессе градостроительного планирования, инженерных изысканий, проектирования, разработки исполнительной и эксплуатационной документации на объекты капитального строительства, разработка перечня пилотных проектов в рамках госзаказа на здания и сооружения, для реализации которых устанавливается требование обязательного применения технологий информационного моделирования и др.
2. Формирование инфраструктуры и подготовка кадрового потенциала для внедрения технологий информационного моделирования (2017—2018г.г.)
В рамках данного раздела запланированы следующие мероприятия:
– формирование единого информационного пространства (среда общих данных) взаимодействия участников строительной деятельности, в рамках технологической платформы;
– подготовка на основе государственно- частного партнерства проекта федеральной целевой программы «Разработка и внедрение национальной платформы технологий информационного моделирования зданий и сооружений различного назначения на 2018-2022 гг.;
– формирование и ведение федерального электронного классификатора строительных изделий, элементов конструкций, материалов и видов работ во взаимодействии с другими государственными информационными системами;
– формирование библиотек элементов объектов промышленного и гражданского строительства в установленном формате, актуализация федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования в соответствии с профессиональными стандартами в области использования технологий информационного моделирования в сфере строительства и др.
Все это позволит сформировать в России необходимую инфраструктуру для эффективного внедрения технологий информационного моделирования в строительный комплекс России. Особенно важно подготовить достаточное количество специалистов, владеющих в необходимой степени вопросами применения технологий информационного моделирования зданий и сооружения для различных стадий жизненного цикла (проектирование, строительство, эксплуатация).
3. Переход на обязательное применение технологий информационного моделирования при проектировании, строительстве и эксплуатации строительных объектов, создаваемых за счет средств бюджета Российской Федерации. Реализация мер государственной поддержки (2019-2020 гг.)
В рамках данного раздела запланированы следующие мероприятия: разработка порядка аттестации организаций, привлекаемых для выполнения государственного заказа с использованием технологий информационного моделирования, установление требований по обязательному применению технологий информационного моделирования для различных стадий жизненного цикла зданий и сооружений (проектирование, строительство, эксплуатация) с привлечением средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет средств акционерных обществ с государственным участием, создание электронной библиотеки проектов повторного применения, разработанных на основе технологий информационного моделирования.
По каждому из запланированных мероприятий определены ответственные исполнители из числа федеральных органов исполнительной власти НОПРИЗ НОСТРОЙ, сроки реализации и ожидаемые результаты.
План есть. За работу, товарищи?!
Таким образом, в настоящее время в РФ подготовлен сбалансированный по срокам и ожидаемым результатам План (дорожная карта) мероприятий по поэтапному внедрению технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства .
Мероприятия данного Плана могут стать хорошей основой для разработки программы «Цифровая экономика» в рамках реализации перечня мероприятий, отмеченных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года.
М. Шахраманьян, Заслуженный деятель науки РФ, Почетный строитель России, дважды лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники, академик РАЕН, д.т.н., профессор;
А. Осипов, генеральный директор «Академия БИМ»
М. Король, генеральный директор компании «Конкуратор», член-корреспондент МААМ, зам. председателя Комитета НОПРИЗ по конкурсным процедурам, инновациям и ценообразованию
Все авторы – члены рабочей группы и Экспертного совета Министерства строительства и ЖКХ РФ по вопросу поэтапного внедрения технологий информационного моделирования.
В статье использованы материалы следующих публикаций:
Добрынин А.П., Черных К.Ю., Куприяновский В.П., Куприяновский П.В., Синягов С.А. Цифровая экономика – различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA) International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162 vol. 4, no. 1, 2016.
В.П. Куприяновский, С.А. Буланча, В.В. Кононов, К.Ю. Черных, Д.Е. Намиот, А.П. Добрынин Умные города как «столицы» цифровой экономики. International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162 vol. 4, no. 2, 2016/