ЗАО НПО «Сиб.Профиль» о себе, о регионе, о рынке. Интервью с техническим директором компании Ю. Агаповым на tybet.ru


Сразу две знаменательные даты отметили в минувшем ноябре на новосибирском предприятии ЗАО НПО «Сиб.Профиль» — 19 ноября компании исполнилось 14 лет, а 20 ноября — 60-летний юбилей отметил генеральный директор и соучредитель «Сиб.Профиля» Александр Тузовский.

С небольшим опозданием, tybet.ru поздравляет Александра Анатольевича и весь коллектив НПО «Сиб.Профиль» с торжественными датами и публикует недавнее интервью технического директора предприятия, кандидата технических наук, Юрия Агапова новосибирскому региональному изданию «Ведомости».


Юрий Агапов: Четырнадцать лет на таком рынке, как наш, это не так-то просто. Всё это время «Сиб.Профиль» специализировался на производстве алюминиевого профиля самого разного назначения — для строительства, торгового оборудования, мебели. Также мы делаем профиль специального назначения, то есть выполняем заказы по индивидуальным чертежам клиентов. Кроме того, в отличие от остальных российских производителей компания предлагает пять систем алюминиевого профиля для остекления балконов и лоджий — отдельные конструкции и общие витражи для строящихся домов. Так, за последние годы более пятидесяти процентов фасадов новых многоэтажек в Красноярском крае и Хакасии были остеклены с применением нашего профиля.

«Ведомости»: Юрий Алексеевич, а как вам удалось закрепиться на том же красноярском региональном рынке, ведь там есть местные производители алюминиевого профиля?

Да, Красноярск славится сразу двумя мощными производителями профиля и, конечно, в первую очередь, это их вотчина. Однако нам удалось прийти на этот рынок и занять там достойное место. У «Сиб.Профиля» есть свой козырь — свои собственные разработки — новые, потенциально сильные системы. Впрочем, наша продукция пользуется достаточно высоким спросом и в других регионах страны. Важно и то, что «Сиб.Профиль» предлагает своим заказчикам качественный профиль и эстетически красивые системы. Последние балконные системы, например, разработанные и запатентованные всего два года назад, уже не прямые и плоские, как это делали раньше, а фигурные по фасаду. И таких, к слову, ни у кого больше нет.

Мы постоянно анализируем то, что есть на рынке алюминиевого профиля в России и за рубежом, тем более что довольно удачно расположены — между Европой и Азией: хорошо знаем, что выпускают в Южной Корее, Турции, Китае, в Европе и в России. Это помогает нам анализировать и предлагать своё, опираясь, прежде всего, на то, что пользуется повышенным спросом у потребителя. Необходимо сказать, что около десяти процентов нашего профиля идёт на экспорт в Казахстан и Киргизию. И уверен что этими объёмами в ближайшее время мы не ограничимся.


«Ведомости»: Что позволяет вам делать такие оптимистичные прогнозы: может планируемое увеличение объёмов производства?

На протяжении всех четырнадцати лет работы «Сиб.Профиля», мы непрерывно занимаемся модернизацией производственного оборудования. На нашем производстве установлены две линии по прессованию алюминиевого профиля отечественного производства, выпущенные новосибирским заводом «Тяжстанкогидропресс». Европейское оборудование для нас неприемлемо по цене, поскольку оно стоит примерно 1,5 млн. евро, к этой сумме надо прибавить расходы по поставке, растаможиванию, монтажу, наладке и другое — в итоге получается кругленькая сумма. Оборудование китайского и тайваньского производства в два-три раза дешевле, но оно сомнительного качества, не проверенного временем. Поэтому мы пользуемся нашим, отечественным оборудованием, постоянно модернизируем его, используя свой опыт, знания, то есть свой научно-технический потенциал. Всё это мы делаем для того, чтобы производить алюминиевый профиль, соответствующий современным стандартам качества, которые за последние годы сильно выросли. Да и конкуренция достаточно серьёзная — на российский рынок приходит большое количество импортного профиля из Турции, Германии, Китая, а заказчиков за время кризиса уменьшилось. Вот нам и приходится подтягиваться. Особенно результат нашей модернизации стал заметен в последние полтора года, когда мы вышли на хорошие стабильные показатели по качеству профиля, вполне способного конкурировать с европейскими аналогами. И в настоящее время занимаемся модернизацией, направленной на повышение безотказной работы оборудования и его производительности.

А когда вы планируете закончить переоборудование на предприятии?

Модернизация производства — это процесс бесконечный: сколько существует наше предприятие, столько лет мы ею и занимаемся. Потому что повышением качества продукции и эффективности работы оборудования можно и нужно заниматься постоянно. Вопрос в том, какой уровень качества выпускаемого продукта необходим и достаточен заказчику и какова цена вопроса. Необходимо правильно расставить приоритеты. Цель нашей модернизации — максимизация производительности и выхода годного профиля с получением высокого его качества. Настроение у нас оптимистическое, несмотря на все трудности, которые периодически подкидывает нам жизнь. Ведь главное достояние предприятия — это его сотрудники, настоящие специалисты своего дела: О. Становских, Л. Болотникова, М. Ива¬нова, Ю. Кухарев, В. Христюк, И. Флешар, В. Байклов, А. Криволапов, В. Абрамов и другие, всего около полторы сотни человек.

О трудностях, вы наверняка подразумеваете последний финансово-экономический кризис?

В первую очередь, конечно, его, поскольку в 2008—2009 годах объёмы у нас упали примерно на сорок процентов, а их восстановление идёт медленно. Ежегодный прирост составляет примерно семь процентов, хотя последние два месяца — и больше. Но и такой результат позволяет надеяться на лучшее. В кризисные годы мы пошли на снижение цен на свою продукцию, несмотря на то, что было очень трудно, чтобы поддержать наших заказчиков. По экономическим показателям 2009 года «Сиб.Профиль» в Кировском районе занял одно из первых мест среди промышленных предприятий, за 2010 год завод был признан четвёртыми, по итогам этого года также планируем выйти на высокий показатель. Мы надеемся постоянно увеличивать наше присутствие на российском и мировом рынках: активно экспортируем свой товар в страны ближнего зарубежья — в Казахстан и Киргизию.


Как удаётся компании выдержать конкуренцию с иностранными производителями алюминиевого профиля, с теми же китайцами?

Мы уже долгие годы работаем в условиях конкуренции с Китаем. У них есть профиль качественный, а есть не очень. Так вот их качественный профиль стоит дороже нашего, а некачественный, который в основном и везут в Россию, значительно дешевле. Особенно он пользовался популярностью в кризисные годы, но со временем на него стало всё больше нареканий и жалоб, причём как в России, так и за рубежом — в Казахстане, например. Хорошее соотношение цены и качества — вот то, что позволяет нам удерживать свои позиции на этом рынке, в том числе и на приграничных российских территориях с Китаем. Если же брать турецкий и немецкий профили, то там цены вообще другие, намного выше тех, что предлагаем мы. Хотя стоит признать, что по разработкам, дизайну и архитектурным параметрам они стоят, конечно, выше нас. Вот и получается, что «Сиб.Профиль» имеет на этом рынке свою собственную нишу.

Уже скоро, в феврале, на «Сибирской ярмарке» мы будем показывать все свои системы профилей с использованием современных новейших защитно-декоративных покрытий, получаемых на итальянской линии, установленной на предприятии «Август Ин». Демонстрировать свои новинки на «Стройсибе» — стало настоящей традицией, возможностью встретиться с клиентами, обсудить общие проблемы, узнать их мнение. К тому же в эти три-четыре дня в одном месте собираются производители и переработчики профиля не только сибирского региона, а общение с коллегами и экспертами очень необходимо. Благодаря этой строительной выставке (более масштабная проводится только в Москве), мы видим, что люди, несмотря на недавний кризис, интересуются новинками, а это вселяет надежду на лучшее.


Мы опять заговорили о трудностях, в связи с чем не могу не спросить: испытываете ли вы недостаток в молодых кадрах, о чём в последнее время говорят руководители многих новосибирских предприятий?

Это, безусловно, одна из главных проблем. Вы посмотрите, что творится с промышленными предприятиями — они упали на недопустимо низкий уровень по объёмам и номенклатуре. У них нет заказов и некому работать. Телевидение, например, которое, казалось бы, должно прививать молодым людям тягу к труду, лишь разлагает их, показывая красивую и лёгкую жизнь. Сегодня хороших специалистов днём с огнём не сыскать. Нам на производстве, например, нужны квалифицированные электрики, инструментальщики, слесари-механики, но таких специалистов либо нет, либо все они уже в достаточно преклонном возрасте. Молодёжь учиться и работать на производстве не желает. Многие из них хотят лёгких и больших денег, а здесь, на производстве, деньги тяжёлые, их надо действительно заработать, а перед этим ещё выучиться, и не один год. Необходимо сказать, что сегодня в самое трудное кризисное время лучше всех себя чувствует Германия, основу экономики которой составляет промышленное производство высокого уровня продукции. Это, заметим, было в Новосибирске и почему-то не стало.


Беседовал Максим СИДОРЕНКО
Фото Виталия МИХАЙЛОВА