Утвержден план мероприятий по стимулированию спроса на алюминий
Фото: reynaersus.com. Алюминиевые профили для окон и фасадов
В мае 2023 года российское правительство утвердило План мероприятий по стимулированию спроса на продукцию алюминиевой промышленности на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу до 2030 года. Этот ключевой для отечественной алюминиевой отрасли документ носит прикладной характер – со сроками исполнения, ответственными сторонами и ожидаемым экономическим эффектом по каждому из пунктов. Подробно об этом рассказывает metalinfo.ru.
Все по пунктам
Пункты нового Плана сгруппированы по нескольким разделам. Среди них: меры государственной поддержки отраслей потребления алюминия; нормативное правовое регулирование; техническое регулирование, стандартизация и аккредитация; федеральные и региональные программы развития, направленные на расширение применения высокотехнологичной продукции из алюминия на внутреннем рынке; меры внешнеторгового регулирования; логистика алюминиевой промышленности и кадровое обеспечение.
Согласно первому пункту Плана необходимо определить состояние развития отечественной алюминиевой промышленности, оценить возможности импортозамещения и расширить список «вытягивающих» проектов, обладающих мультипликативным эффектом в смежных отраслях. На начальном этапе предполагается при участии инвестфондов и институтов развития разработать механизмы финансирования создания и модернизации производств критически важной продукции, комплектующих и деталей из алюминия, которые в нашей стране пока не выпускаются.
Вторым пунктом Плана предусмотрено установление критериев в отношении различных видов алюминиевой продукции в целях подтверждения ее производства в России (дополнение Постановления Правительства РФ от 17 июля 2015 г. №719).
В пятом пункте прописано исключение алюминиевой продукции из механизма «третий лишний» при государственных закупках (то есть, в случае подачи как минимум двух заявок от отечественных производителей заявки от импортных поставщиков отклоняются – Постановление № 617) и полный запрет доступа к госзакупкам произведенных за рубежом изделий из алюминия (Постановление № 616). Реализация этих пунктов Плана позволит обеспечить более благоприятные условия для импортозамещения, в том числе через создание дополнительных возможностей для государственной поддержки развития необходимых производств и выполнения госзаказа.
Сегодня отечественные производители готовы обеспечить качественную и конкурентную продукцию для удовлетворения потребности в закупках для государственных и муниципальных нужд. Одни только эти меры позволят увеличить потребление отечественной продукции из алюминия до 30 тыс. тонн в год.
Ирина Казовская, Сопредседатель Алюминиевой Ассоциации: «Принятый План мероприятий направлен в первую очередь на обеспечение технологической независимости страны в сфере алюминиевых продуктов. В текущих условиях нам необходимо как можно быстрее обеспечить стимулирование внутреннего спроса, выходить на новые экспортные рынки, а также наращивать производство критически важной алюминиевой продукции, не производившейся в России. Мы ожидаем, что реализация Плана будет способствовать существенному увеличению потребления продукции из алюминия, а также позволит выйти на новый качественный уровень ее производства».
Создание дополнительных механизмов стимулирования потребления высокотехнологичной продукции из алюминия предусмотрено третьим пунктом Плана. До конца этого года Минпромторг России, Минэкономразвития России и Минфин России представят доклад в правительство с проектом нормативного правового акта. Ожидаемый экономический эффект – возможность увеличения потребления алюминия в объеме более 30 тыс. тонн в год.
Важной частью Плана (пункт 4) является разработка предложений о механизме выкупа в государственный резерв первичного алюминия в целях стабилизации в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке. Эта мера направлена на поддержание уровня загрузки предприятий алюминиевой промышленности. Здесь можно обратиться к опыту Китая, где госрезервы формируются для обеспечения сырьевой безопасности стратегически важных отраслей. Хотя информация о точных объемах таких запасов отсутствует, Reuters по косвенным данным оценивает их в 800-900 тысяч тонн. Управление резервами осуществляет специальный орган – Национальная администрация продовольствия и стратегических резервов в структуре Национальной комиссии по развитию и реформам, – который на основании прогнозов цен определяет, какие сырьевые товары и в каких объемах закупаются.
Стандарты успеха
Ряд предусмотренных Планом мероприятий (пп. 6 и 7) относится к сфере технического регулирования, стандартизации и аккредитации. Например, планируется раз в два года актуализировать перспективную программу стандартизации алюминиевой промышленности на 2022 – 2026 годы. Ожидаемый эффект от совершенствования документов по стандартизации заключается в снятии остающихся ограничений в применении алюмосодержащей продукции, повышении ее качества, а также комплексной взаимоувязки нормативных документов.
Росту потребления алюминия на внутреннем рынке в средне- и долгосрочной перспективе будут способствовать:
-
● стимулирование развития основных алюмопотребляющих отраслей (строительство, авиа- и судостроение, тяжелое и транспортное машиностроение);
-
● инвестиции в крупные инфраструктурные объекты (строительство новых энергосистем, развитие транспортной инфраструктуры и жилой среды, в том числе расширение строительства объектов социальной инфраструктуры);
-
● налаживание привлекательности внутреннего инвестиционного климата (доступность льготного финансирования, стабильность экономики и предсказуемость развития отраслей потребления).
Алюминий для регионов
Одно из ключевых направлений Плана – разработка и реализация региональных программ по применению высокотехнологичных конструкций и изделий из алюминия и сплавов на его основе в различных сферах – от транспортной инфраструктуры и жилищного строительства, до объектов здравоохранения и образования. Выполнение пунктов 8 и 9 документа позволит повысить информированность субъектов Российской Федерации относительно преимуществ алюминиевых решений, а также определить конкретные параметры потребностей регионов в продукции из алюминия. Ожидается, что это позволит увеличить потребление отечественной продукции из алюминия до 30 тыс. тонн в год.
Экспорт по всем широтам
Четыре пункта Плана (пп. 11-14) посвящены улучшению условий доступа российской алюминиевой продукции на внешние рынки. Так, документом предусмотрено включение низкоуглеродного алюминия в повестку международных консультаций по выработке подходов к формированию перечня экологических товаров и определение критериев отнесения товаров к экологическим. С этой же целью предполагается развивать страховую поддержку экспорта алюминиевой продукции в развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Рост потребления российского алюминия на рынках стран-партнеров должно обеспечить также включение алюминиевой продукции в заключаемые Российской Федерацией соглашения о свободной торговле с третьими странами. Расширению экспорта российской алюминиевой продукции в страны Юго-Восточной Азии должно способствовать и развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Решение этой задачи возложено на Минпромторг России, Минтранс России, Минфин России и ОАО «РЖД». Ожидаемые эффекты – улучшение условий доступа российской алюминиевой продукции на внешние рынки, а также снятие инфраструктурных ограничений для экспорта.
Кадры решают
И последнее, но отнюдь не по важности – решение кадровой проблемы. Для обеспечения алюминиевой и смежных с ней отраслей специалистами, имеющими навыки работы с «крылатым» металлом и изделиями из него, на основе предложений Минпромторга России должны быть разработаны и актуализированы профессиональные стандарты. К этой работе привлекаются также Минтруд России и Совет по профессиональным квалификациям в горно-металлургическом комплексе.
И, наконец, о сроках завершения обозначенных в Плане мероприятий. Все пункты документа должны быть реализованы не позднее декабря 2025 года. То есть, менее чем через три года отрасль должна почувствовать ощутимый эффект от принятых мер. При этом, как отмечают разработчики Плана, ряд мероприятий Плана предполагает регулярное представление докладов и на последующие периоды – до горизонта 2030 года.