Столичные власти решили усилить борьбу с шумовым загрязнением


В Мосгордуме обсудили необходимость разработки законопроекта «О шуме». Только от гула автотранспорта страдают жители 70% территории Москвы, и это без учета добавочных «аккордов» от авиа- и железнодорожного сообщения, строек и буйных соседей. Жалобы на шум занимают второе по частоте место после загрязненности воздуха, а продолжительная «звуковая атака» способна вызывать серьезные заболевания. Между тем закона, регулирующего «уровень громкости» в дневное время, нет ни на федеральном, ни на региональном уровнях. В Москве есть закон о соблюдении тишины ночью, однако из-за мизерных штрафов и нечетко прописанных норм он практически не работает.

Сейчас просить тишины в Москве нужно очень громко, признают столичные парламентарии. В частности, 8% территории Москвы страдает от шума поездов, превышающего нормативы на 30%, особенно в ясную погоду. Аэропорты, хоть и принимают участие в мониторинге нарушений по шуму (а этот показатель достигает 40% сверх нормы), решить проблему также не могут. При плохих погодных условиях безопасность полетов ставится выше звукового комфорта москвичей. Не дает покоя горожанам и шум открытых участков или «легких» линий метро. К зонам звукового дискомфорта отнесены Замоскворецкий, Тверской, Басманный, Красносельский, Мещанский, Пресненский и Таганский районы, территории в Хамовниках и Южном Бутово.

Уровень автомобильного шума в Москве превышает санитарные нормы в 1,5 раза. Бороться с этим можно укладкой специального звукопоглощающего асфальта или установкой шумозащитных экранов и стеклопакетов. Это, конечно, не панацея – экраны, например, «убирают» только 16 дБА (единица силы звука, скорректированная с учетом восприятия человеческим слухом) вместо необходимых 25–30 дБА, к тому же их действие распространяется только на первые четыре этажа зданий. В новых районах на 16 дБА шум можно снизить специальной расстановкой домов на территории. Но даже такие малоэффективные средства доступны не всем. По московскому законодательству положено использовать шумопонижающие технологии при дорожно-мостовом строительстве. Однако, как сообщила директор ГУП «Мосэкомониторинг» Евгения Семутникова, укладка специального асфальта в городе ведется далеко не повсеместно. Кроме того, столице остро не хватает деревьев, которые могли бы поглотить часть шума. Хлипкие саженцы не всегда могут выдержать атаку выхлопными газами. А старые деревья вдоль трасс активно вырубаются, как было с липовой аллеей на Варшавском шоссе, или обрезаются почти под корень, как на Ярославском шоссе.

Шумозащитное остекление проводится только в новых домах или домах, подлежащих капремонту, хотя специальные окна положено ставить во всех зданиях, рядом с которыми появляются крупные трассы. «Когда под моими окнами строили Третье транспортное кольцо, было решено перенести соседнюю дорогу на 30 метров ближе к дому, – рассказал житель района Хамовники Сергей. – Инициативная группа жильцов пыталась с этим бороться, за что районные власти отомстили: не поставили ни одного стеклопакета и сделали дырку в череде шумозащитных экранов как раз напротив дома. Цены на квартиры в доме мигом упали на 20–30%». Но жители районов, страдающих от шума, теряют не только деньги, но и здоровье. По данным Роспотребнадзора, почти каждый пятый москвич страдает заболеваниями, спровоцированными «звуковой атакой». Звуковые волны сильнее 60 дБ грозят возникновением инфаркта, 70–90 дБ приводят к заболеваниям нервной системы, а более 100 дБ могут довести до глухоты.

Как заявила на заседании Мосгордумы председатель комиссии по экологической политике Вера Степаненко, «противостоять нарастающему «гулу» можно лишь созданием соответствующего закона». Однако в Москве уже есть закон, обязывающий горожан соблюдать тишину. Правда, только в период с 23.00 до 7.00. Согласно документу, строительные работы ночью можно проводить только в исключительных случаях и при соблюдении ряда условий. Например, нельзя забивать фундаментные сваи, заниматься сваркой без защитных экранов, а двигатели машин нужно выключать. По данным Мосэкомониторинга, столичные стройплощадки – единственное место, где удалось более-менее приглушить звук в ночное время. А все потому, что штраф за работы при свете луны может быть до 300 тыс. рублей. Для сравнения: владелец машины, чья сигнализация до утра терроризировала всю округу, отделается санкцией в размере 100 рублей, а то и простым предупреждением инспектора ГИБДД. Максимальное наказание для любителя полночного караоке – одна-две тыс. рублей. При этом сотрудник милиции должен каким-то образом зафиксировать уровень шума и снять свидетельские показания соседей.

Громкую музыку легко можно выключить, а как быть, если соседям мешает спать маленький ребенок или оставленная в одиночестве собака? Это далеко не единственная трудность, с которой сталкиваются москвичи, добивающиеся хотя бы минуты молчания. «Часто бывает, что к моменту прибытия стража правопорядка шумная компания под окнами расходится, – говорит участник Клуба защитников тишины Алексей. – В лучшем случае милиционер поворчит и отправится восвояси, в худшем – станет обвинять в ложном вызове и грозить санкциями уже пострадавшему». Однако представитель управления информации и общественных связей столичного ГУВД Светлана Серкина сообщила, что «участковый обязан отрабатывать каждый вызов, никаких последствий для вызвавшего, если источник шума исчез, не должно быть». Впрочем, визит милиционера, как правило, приносит временный эффект. «Заткнуть рот», скажем, магазину на первом этаже жилого здания практически нельзя: по столичному законодательству проверка предприятий малого и среднего бизнеса допускается не чаще, чем раз в три года. Добиться реальных шагов от санитарных властей можно только с разрешения прокуратуры, которая в 80% случаев в этом отказывает, сообщила на заседании комиссии представитель Роспотребнадзора Татьяна Бобкова.

Информация с сайта Новые Известия