Санкт-Петербургские хроники мансардной войны
Эпоха мансардостроительства в Санкт-Петербурге заканчивается. Во всяком случае, именно такие обещания дают в Смольном. Правда, все уже подписанные договоры о реконструкции чердачных помещений остаются в силе, хотя по поводу законности подобных соглашений и правомерности действий инвесторов накопилось немало вопросов. «Фонтанка» провела экскурс в историю освоения петербургских крыш и их завоевателей, среди которых встречаются народные артисты, находящиеся под следствием бизнесмены и члены семьи главы РЖД.
«Город больше не заключает договоры с инвесторами на реконструкцию чердачных помещений», - заявил 26 ноября на встрече с журналистами вице-губернатор Игорь Метельский. По словам чиновника, при реализации подобных соглашений возникает множество нюансов, поэтому городские власти решили отказаться от спорной практики. По отношению к конфликтным адресам, которых в городе больше двадцати, по всей видимости, «закон обратной силы не имеет».
«Я могу только приветствовать такое решение, - прокомментировал эти слова один из самых последовательных борцов с мансардами, депутат петербургского ЗакСа Алексей Ковалев. - Но я хотел бы получить ответ, каким образом было принято решение передать тому или иному лицу — бесплатно! - для реконструкции чердачное пространство. Это — абсолютно непрозрачная и никем не контролируемая процедура». «Мне очень интересно знать, кто эти люди, которым город так охотно идет навстречу», - признается парламентарий.
И действительно — из ответа губернатора города Валентины Матвиенко на запрос Ковалева о том, кому принадлежат самые «скандальные» мансарды в городе, складывается интересная картина. В истории петербургского мансардостроения было два пика. Первый из них пришелся на времена губернатора Владимира Яковлева — около двух десятков разрешений на реконструкцию было выдано в период с 1997 по 1999 годы. Правда, надстраивались мансардами здания в отдаленных районах — на Гражданке, в конце Московского проспекта, возле Черной речки, и конфликтов по этим объектам не возникало.
В начале нового века было сделано исключение для двух компаний. В благодарность то ли за недостроенный до сих пор дом на Шкиперском протоке, то ли за реконструированный в элитное жилье детский сад ЗАО «Балтийская коммерция» разрешили реконструировать чердачное помещение на улице Якубовича, 2. Договор подписан 10 мая 2000 года. Любопытно, что за полгода до этого получила разрешение построить мансарду в доме на набережной канала Грибоедова, 107 супруга директора «Балтийской коммерции» Наталья Прахина. Справедливости ради надо отметить, что особых нареканий реконструкция зданий по этим адресам не вызвала и внимания общественности не привлекла.
Вторым инвестором, получившим право перестроить чердак в историческом центре, оказалось некое ООО «Горизонталь». Инвестдоговор с компанией был заключен 2 февраля 2000 года, реконструкции подлежали нежилые помещения в доме 19 по Большой Конюшенной. Мансарду прекрасно видно со стороны Дворцовой площади, но никаких претензий по поводу испорченной панорамы никто не предъявлял.
Первые скандальные адреса появляются в «мансардном списке» осенью 2000 года. Так, 2 октября получил разрешение на реконструкцию чердака дома 83 по улице Чайковского Игорь Сидоркевич, президент Федерации дзюдо Петербурга. А 30 ноября того же года некая Ирина Анатольевна Никитина заключила договор на реконструкцию чердака в доме 31 по набережной Мойки — напомним, по этому адресу находилась квартира мэра Петербурга Анатолия Собчака.
С 2001 года началось освоение мансардостроителями Петроградской стороны. Генеральный директор кинокомпании «Глобус-фильм» Яна Бежанская решила реконструировать чердак дома 22 по Съезжинской улице, а физическое лицо Ирина Янберг — дома 7-9 по Зверинской.
В 2002 году к строительству мансард приступает компания «Адвокат Фремм». По одному и тому же адресу в один и тот же день заключены договоры с двумя компаниями — ООО «Гермес» и ООО «Корвет», учредитель обеих фирм — Дмитрий Размашкин, входящий и в состав учредителей «Фремма». И этот адрес стал первой «горячей точкой» в не утихшем до сих пор противостоянии собственников многоквартирных домов с инвесторами.
Однако настоящий бум мансардного строительства приходится на 2003-2005 годы — большинство инвестдоговоров на реконструкцию чердаков исторических зданий заключены именно в этот период. Многие проекты даже согласованы в КГА — на них красуется подпись тогдашнего главы комитета Олега Харченко. Выданы разрешения на строительство мансард на доме 1 по улице Блохина, домах 1 и 2 по улице Добролюбова (инвестор — уже упоминавшийся Дмитрий Размашкин), дома 6 по Смольному проспекту — надстроили здание компания «БизнесЛинк» и депутат петербургского ЗакСа Никита Ананов, дома 4 по Тверской улице и дома 22 по улице Маяковского.
Громких имен среди строителей мансард этого периода практически нет. Например, разрешение надстроить дом 19 по Миллионной улице (памятник федерального значения) получил скромный труженик Александр Зозулин, проживающий в квартире площадью 28 квадратных метров. Желание расширить свою жилплощадь за счет чердака до 126,8 «квадратов» вполне понятно.Правда, с инвестором произошла неприятность — принадлежащая ему компания «Индастриал Пойнт» обанкротилась, сам бизнесмен в апреле 2009 года оказался в долговом изоляторе, а квартира продана с торгов как арестованное имущество. В августе 2010 года началось следствие по уголовному делу — владельцев компании подозревают в мошенническом получении кредитов. Инвестиционный договор, впрочем, остался в силе.
Среди простых людей, которым предоставили разрешение переделать чердаки в жилплощадь, - Жанна Батрак (Караванная, 5), руководители строительной фирмы «Фонд Инвест» (Тверская, 4), преподаватель Школы бизнеса Международной Академии Образования Взрослых (МАОВ) Наталья Вахрушева (Таврическая, 2). Есть в этой компании и представители творческих профессий — например, право надстроить дом 3 по Малой Садовой получил владелец фотосалона Карла Буллы Валентин Эльбек, ставший известным в городе после того, как КГИОП подал на него в суд за самовольную надстройку дома 54 по Невскому проспекту.
В 2004 году получает разрешение реконструировать чердак дома 12 по Миллионной улице предприниматель Михаил Мохначев. Противостояние собственников и инвестора продлилось до весны 2010 года. Борьба, в которой были и митинги, и драки, и попытки мирных переговоров, завершилась победой инвестора. 20 мая суд вынес решение в пользу предпринимателя — основанием послужило то, что на момент заключения инвестдоговора Жилищный кодекс в силу еще не вступил.
В январе 2005 года пост председателя КГА занял Александр Викторов, а в марте заработал Жилищный кодекс, более или менее «связавший руки» инвесторам- с этого момента реконструкция чердачного помещения без согласия большинства собственников стала невозможна. Мансардостроители этого периода делятся на две группы — предпринимателей, связанных с гостиничным бизнесом, и людей с громкими именами, которым отказать в праве надстроить дом попросту неудобно. Во всяком случае, появлением надстроек на исторических зданиях возмущаются главным образом градозащитники.
Время отмечено интересными и неожиданными альянсами. Так, 30 мая 2005 года власти Центрального района заключили инвестдоговор на реконструкцию чердачного пространства дома 37 по Таврической улице с директором БКЗ «Октябрьский» Эммой Лавринович, директором бутика Milano Марком Диновцом и физическим лицом по имени Владимир Тимофеев. В 2006 году была разрешена мансарда на доме 11 по Караванной улице, принадлежащая народному артисту России Михаилу Боярскому и двум менее известным персонажам - главе ТСЖ «Каменный остров» Михаилу Адаскину и члену совета директоров Кировского завода Валерию Макарову.
В этот период резко повышается интерес инвесторов к Центральному району. В 2006 году получил разрешение надстроить дом 10 по улице Маяковского и гендиректор «Транзаса» Андрей Белентьев. Появление мансарды на доме 3 по Невскому проспекту было легализовано осенью 2007 года. Договор на реконструкцию чердака был заключен с ООО «Невский-3», по Петербургу циркулируют упорные слухи о том, что за этой компанией стоит спикер Госдумы Борис Грызлов, но «Фонтанке» подтвердить эту информацию не удалось.
Последний договор на реконструкцию чердака был заключен 3 июля 2008 года. Наталья Якунина получила разрешение перестроить помещение 12-Н дома 5 по набережной Фонтанки — это здание числится в списке КГИОП как «имеющее значение для формирования исторической застройки».Интересно, что в квартире на Фонтанке прописаны только внук и внучка Якуниной, а сама Наталья Викторовна проживает не в Петербурге, а в Москве по адресу улица Рочдельская, дом 12. По этому же адресу прописан и Андрей Владимирович Якунин. По странному совпадению в одном доме с ним живут Александр Альбертович Вешняков, Олег Германович Греф, Наталья Валерьевна Зорькина, несколько Ивановых с отчеством Сергеевич, Елена Григорьевна Чайка. Входят в число жильцов и Михаил Касьянов, Виктор Зубков, Михаил Фрадков и Борис Грызлов.
Даже беглое знакомство со списком инвесторов позволяет понять, почему до сих пор в Петербурге к появлению мансард — в том числе и на исторических зданиях — относились с удивительной мягкостью. На обсуждение Совета по сохранению культурного наследия эти проекты выносились крайне редко, и, как пояснили члены Совета, как правило, только после скандала, поднятого в СМИ.
Заметим, что идею строительства мансард активно лоббировал экс-председатель КГА Александр Викторов. По его мнению, только надстраивая исторические здания, можно было спасти центр города от застройки. Представители жилищного комитета выдвигали свои аргументы — инвестор оказывает услугу собственникам, поскольку берет на себя затраты по ремонту кровли. Мнением жителей, как правило, ни власти, ни инвесторы не интересуются. Что приводит стороны в суд, где борьба за чердаки продолжается с перевесом то в одну, то в другую сторону.
Информация с сайта Фонтанка.ру