Чиновники нашли защиту для российского бизнеса от ВТО


Минэкономразвития расширило список отраслей, подпадающих под преференции при госзаказе. Теперь в него включены компании, которые могут сильнее всего пострадать от вступления в ВТО, а также белорусские предприятия — «коллеги» по Таможенному союзу. Бизнес оценивает инициативу положительно: суммы контрактов «с привилегиями» тянут на десятки миллиардов рублей в год, сообщает РБК daily.

Минэкономразвития подготовило приказ, предусматривающий ряд преференций при госзаказе для российских компаний. В этом году «льготникам от госзаказа» уделили особенное внимание из-за скорого вступления в ВТО. Как отметила министр экономического развития Эльвира Набиуллина на встрече с премьером Владимиром Путиным, такая привилегия для российского бизнеса — лишь одна из намеченных защитных мер по смягчению негативного эффекта для отечественных предпринимателей, не всегда составляющих достойную конкуренцию зарубежным.

Согласно последней версии приказа (есть в распоряжении РБК daily), для тех участников конкурсов или аукционов, заявки которых «содержат предложения о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15%». «Приказ уже практически на выходе, думаю, через месяц вступит в силу», — отметила г-жа Набиуллина.

«Преференции для отечественных поставщиков устанавливаются ведомственным актом Минэкономразвития. Это гибкий инструмент управления государственным спросом, с помощью которого можно оказывать поддержку различным отраслям, при этом не блокируя развитие конкуренции», — пояснила директор департамента развития ФКС Лариса Некрасова.

По ее словам, впервые приказ о преференциях был выпущен в 2009 году: «Тогда важно было поддержать отечественных производителей в наиболее уязвимых в условиях кризиса отраслях, и перечень преференций был очень широкий». Впоследствии список был значительно сокращен, но из года в год сохраняются преференции для машиностроения, фармацевтики, текстильной промышленности, животноводства. «В связи со вступлением в ВТО было принято решение расширить список, включив в него производителей таких товаров, как строительно-дорожная техника, бумага, свинина, сахар и др.», — отметила г-жа Некрасова.

Кроме этого, в 2012 году в связи со вступлением в силу соглашения о Едином экономическом пространстве (ЕЭП) преференции для российских и белорусских товаров было решено уравнять. Казахские товары планируется включить в льготный список в 2014 году. По словам источника, участвовавшего в разработке документа, изначально Минпромторг предлагал сделать список еще шире, однако Минэкономразвития в итоге решило поддержать лишь наиболее чувствительные отрасли.

«В целом Минпромторг России положительно воспринимает результат проделанной на данном этапе совместной с Минэкономразвития России работы», — рассказали в министерстве. По словам представителя ведомства, проект приказа Минэкономразвития «в целом учитывает все предложения Минпромторга в части тех товаров и отраслей, по которым уже сейчас очевидно прослеживается та чувствительная номенклатура продукции, необходимый уровень и условия сбыта которой могут и должны быть поддержаны методом преференциальных госзакупок».

«Эти преференции бизнес ждал еще с 1 января 2012 года, когда закончил свое действие предыдущий приказ Минэкономразвития. Сейчас его несколько расширили, но ничего кардинально нового не произошло — просто восстановлена ситуация, существовавшая до 1 января», — спокоен в оценке инициативы начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев. «Приказ должен был быть подготовлен еще в октябре-ноябре прошлого года. Из-за того что этого не произошло, сейчас преференции не действуют, сейчас все ждут нового приказа», — заочно соглашается с ним собеседник из бизнеса. «Бизнес ни копейки не потерял от трехмесячной отсрочки», — не согласен председатель совета директоров «Фабрикант.ру» Сергей Габестро.

Сейчас в рамках ВТО существует соглашение о распространении национального режима на госзакупки, говорит директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР Наталья Волчкова. Это означает, что и зарубежные, и отечественные компании равным образом участвуют в конкурсах на госзаказ и имеют одинаковый доступ к ним. «Однако такое соглашение не является обязательным для всех членов ВТО, это добровольное решение стран. Россия оговаривает, что она в течение нескольких лет решит, вступать ли ей в это соглашение или же нет», — поясняет эксперт.

«В связи с тем что Российская Федерация не связана жесткими обязательствами перед государствами — членами ВТО в части режима государственных закупок (например, предоставление национального режима для иностранных участников процедуры), применение госзакупок в качестве инструмента поддержки отдельных товаропроизводителей или даже целых отраслей промышленности может быть использовано и в дальнейшем, по мере появления необходимости и подготовки соответствующих проработанных предложений», — добавляют в Минпромторге.

В целом г-жа Волчкова не считает идею преференций эффективной. «Никто не гарантирует, что преференции получает самый эффективный производитель», — скептична она. «Согласен, что, к примеру, для отраслей сельского хозяйства должны быть прописаны преференции, но лучше обеспечить сельское хозяйство живыми деньгами, а не искусственными льготами», — добавляет г-н Габестро.

Однако в целом эксперты оценивают механизм подобной поддержки положительно. По словам заместителя гендиректора «Единой электронной торговой площадки» (ЕЭТП) Андрея Черногорова, на сегодняшний день более 40% российской экономики так или иначе связано с госсектором. Среди таких компаний более 70% предприятий разных отраслей, для которых госсектор является по сути структурообразующим. Только на ЕЭТП (одной из пяти государственных электронных торговых площадок) за 2011 год было размещено более 17 766 лотов с преференциями (из них на 14 657 аукционах были заключены контракты).

«Общая сумма контрактов, размещенных с преференциями, составила 37,083 млрд руб. В этом ключе видно, что вопрос поддержки стратегических отраслей является фактором устойчивости развития российской экономики. Безусловно, присоединение к ВТО даст множество преимуществ для России, в том числе открытый доступ на внешние рынки, однако неравные условия с более сильными конкурентами предзнаменуют фактически смерть для отраслей, живущих за счет госзаказа», — считает г-н Черногоров. В том, что государство поддерживает чувствительные отрасли экономики, такие как сахарная, председатель правления Союзроссахара Андрей Бодин видит хороший знак. «Надеемся, что при вступлении в ВТО государство будет уделять развитию отраслей столь же пристальное внимание», — говорит он.