Программу поддержки малого бизнеса подогнали под модернизацию и ВТО


РБК daily удалось ознакомиться с изменениями в программу поддержки развития малого и среднего предпринимательства. Новый фокус внимания — на бизнес, занимающийся модернизацией производства и ориентированный на экспорт. Сам бизнес предлагает больше внимания уделять кластерам, а эксперты — анализу эффективности расходования помощи из бюджета, пишет сегодня Ежедневная деловая газета.

«Программа [финансирования малого и среднего бизнеса (МСБ). — РБК daily], которую мы сейчас вносим на 2012 год, несет в себе много нового. Мы хотели бы больше усилий направить в сторону поддержки средних предприятий и... дополнить программу инструментами более четкой поддержки тех компаний, которые хотят осуществлять модернизацию», — говорил в середине февраля в интервью РБК daily замминистра экономического развития Михаил Осеевский.

Несмотря на то что в Минэкономразвития (МЭР) еще идут внутриведомственные согласования, РБК daily удалось ознакомиться с последним пакетом изменений в программу (в этом году на нее заложено 20,8 млрд руб.). В 2012 году МЭР решило сделать акцент на развитие инновационных и экспортно ориентированных компаний в регионах. Среди новых мер поддержки — субсидирование процентных ставок по кредитам, которые привлекаются на покупку нового оборудования или строительство производственных зданий. Помимо этого государство готово взять на себя часть затрат резидентов частных промышленных и технопарков.

Претерпел изменения и такой инструмент поддержки, как финансирование лизинга: к приоритетным лизингу оборудования и мобильных платформ прибавился лизинг нестационарных павильонов. Для субсидирования затрат на энергоэффективность ввели трехуровневую систему: на первом этапе предприниматель может получить максимум 0,5 млн руб. на обучение, на втором — 1,5 млн руб. на энергетическое обследование и лишь затем 3 млн руб. на энергосберегающие мероприятия.

«Экономика оправилась от кризиса и восстановила свои объемы до показателей 2008 года. Теперь главная задача — помочь предприятиям стать конкурентоспособными. При сохранении всех ранее используемых механизмов мы ввели ряд изменений, в первую очередь нацеленных на финансирование компаний, которые производят обновление производства», — пояснила директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Наталья Ларионова.

Фокус внимания теперь перемещен на те компании, которые активно занимаются обучением персонала, своим техническим перевооружением. «В последнем случае компания может рассчитывать на 50-процентную поддержку стоимости такого технического перевооружения от государства», — говорит г-жа Ларионова.

По словам представительницы МЭР, регионы уже проявили интерес к новой программе и даже предложили ряд идей. В частности, было решено уменьшить порог численности работающего персонала компаний, которым предлагается поддержка при приобретении оборудования, со 100 до 50 человек. «Таким образом, больше компаний, особенно в отдаленных регионах, смогут опереться на государственное плечо», — отмечает г-жа Ларионова. Помимо всего прочего новые меры помогут адаптироваться малым предприятиям России в едином экономическом пространстве и при вступлении в ВТО. «Сейчас вопрос конкурентоспособности компаний — это вопрос их выживания в изменившемся экономическом режиме», — резюмирует она.

«Деловая Россия» предлагала МЭР развивать кластеры, — говорит вице-президент организации Николай Остарков. — Развитие регионального сектора должно идти снизу и через кластеры. Это поможет высветить путь развития экономики. Особенно с учетом того, что на уровне макроэкономики изменений приходится ждать долго и бороться за них порой тяжело».

Впрочем, эксперты считают, что программа нуждается в более глубокой переработке. «В проекте приказа я не увидел особых новаций. В основном все ровно то же самое, что было семь прошедших лет. Между тем «новизна» все-таки есть. Речь идет о планах по выделению федеральных субсидий (деньги в подарок) на создание «аутсорсинговых МСП», которые будут получать заказы от государственных компаний. Субсидия «в одни руки» немаленькая — 10 млн руб., и, чтобы получить деньги федерального бюджета на создание таких «спецМСП», регион должен заключить соглашение с госкомпанией, которая в свою очередь должна утвердить «план аутсорсинга» и принять на себя обязательство обеспечить заказами «аутсорсинговое МСП» на срок не менее двух лет. Норма прямо ограничивает или даже устраняет конкуренцию, прямо стимулирует коррупцию», — скептичен вице-президент НИСИПП Владимир Буев.

В целом эксперт считает, что эффективность трат бюджета низкая — в рамках конкурсного отбора не оцениваются ожидаемые результаты проведения мероприятий, указанных в заявке, а также анализ эффективности прошлых трат. Из-за этого регионы могут расходовать средства с нарушениями и это не отразится на объемах предоставленных им субсидий в по­следующие годы, добавляет он.