Пластик на Украине обложат пошлиной
С 1 июля может вступить в силу закон (законопроект №9241-д Виталия Хомутынника), предусматривающий введение импортных пошлин на ПВХ, ПЭТ и ABS пластики на Украине. Выгоден законопроект владельцу «Карпатнефтехима» Вагиту Алекперову, пишет газета «Экономические известия».
На вопрос, чем руководствовались народные избранники, подготовив такой документ, депутат Василий Горбаль (фракция ПР; соавтор документа) сообщил, что к введению пошлин на указанные товары депутатов подтолкнула необходимость наведения порядка на таможне. «Вы знаете, что в работе этого органа происходят революционные изменения, надо наводить порядок в этой системе. Поэтому на таможенно-тарифном совете совместно с Федерацией работодателей мы пришли к выводу о том, что необходимо ввести пошлины на некоторые продукты согласно нормам ВТО. Главной целью было обеспечение поступлений в госбюджет, а также стимулирование собственного производства»,— сообщил господин Горбаль. Он затруднился оценить объем поступлений, которым пополнится госказна, но предварительно инновации депутатов оцениваются примерно в 2 млрд. грн.
В случае одобрения народными избранниками озвученных инициатив существенному влиянию поддадутся многие продукты нефтехимии. Наиболее серьезные последствия ожидают такие продукты нефтехимии, как ПВХ (поливинилхлорид несмешанных видов, к которым относятся как ПВХ эмульсионный, так и ПВХ суспензионный), а также ПЭТ (полиэтилентерефталат), считает руководитель направления «Мониторинг» компании «Маркет Репорт» Сергей Карайченцев. По его оценкам, суммарно этих продуктов в 2011 г. было поставлено в Украину более 300 тыс. т. Это наибольшие объемы нефтехимического сырья на рынке, ввоз которых может ограничить пошлина. На ПВХ она повысится с 0 до 5%, на ПЭТ — с 1% до 6,5%. Будут ли ограничения стимулировать собственного товаропроизводителя — большой вопрос.
От повышения импортных пошлин выиграет отечественный производитель. В этом нет сомнения. Если пошлина коснется ПВХ суспензионного (ПВХ-С), который производит калушский «Карпатнефтехим», тогда уместно говорить о мотивации собственного производителя. В этом случае «Карпатнефтехим» сможет укрепить свои позиции на внутреннем рынке. Совсем другое влияние оказывают ограничения на других участников рынка. Так, в начале марта тарифный комитет таможни по многим товарным позициям повысил индикативные цены на 30% и более. На основании каких данных они это сделали, остается загадкой, но отчисления в бюджет с начала апреля выросли минимум на 30% за счет роста индикативов. Некоторые импортеры борются с произволом чиновников, временно приостанавливая импорт и платежи в бюджет. Некоторым компаниям в итоге удается договориться, потому что от таких приостановок страдает и бюджет, поскольку отсутствуют платежи.
Пошлина на ПВХ-С — кому выгода, а кому убытки. Если производитель ПВХ-С выиграет от мер депутатов, то другая сторона — отечественные переработчики — проиграет. Директор одной из таких компаний, которые используют ПВХ-С в качестве сырья, ООО «Фирма «Проминвест Пластик», Игорь Карпов считает, что ему придется урезать объемы продаж.
«Падение продаж нашей продукции может составить от 40% до 60%. И к таким мерам придется прибегнуть другим переработчикам. Предприятиям, ориентированным на внутренние продажи, будет сложно выдержать конкуренцию с импортным товаром, на который ввозная пошлина отсутствует. Не исключено, что многих из них пошлина вынудит свернуть свою деятельность. Какую выгоду в этом случае получит госбюджет? Да никакой, поскольку плановые отчисления в бюджет как раз упадут, а не вырастут»,— полагает господин Карпов.
Очевидно, что депутатами не был проделан серьезный анализ последствий вступления в силу предложенных инициатив. На чашу весов нужно было поставить поступления в госбюджет и влияние потерь этих средств на отрасль переработки. Она нуждается в острой поддержке государства как импортозависимая от нефтяного сырья. Ведь Украина не обладает достаточными запасами нефти, чтобы отказаться от ее ввоза. «Куда более рационально ограничить поставки готовой продукции, чтобы улучшить конкурентные преимущества собственного товаропроизводителя»,— полагает господин Карайченцев.