В Фонде содействия реформированию ЖКХ завершено экспертное обсуждение поправок в жилищное законодательство


В государственной корпорации – Фонде содействия реформированию ЖКХ состоялось завершающее экспертное обсуждение поправок в проекты Федеральных законов «О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации и другие отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» перед внесением этих документов на рассмотрение Госдумы РФ во втором чтении, сообщает сайт Фонда содействия реформированию ЖКХ.

В мероприятии участвовали представители некоммерческого партнерства «ЖКХ Развитие», Института управления ЖКХ, некоммерческого партнерства «Межрегиональное объединение управляющих в жилищном хозяйстве».

Участники дискуссии отметили, что при доработке законопроекта были учтены основные позиции поручения Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, а также мнения и предложения представителей субъектов РФ, муниципалитетов, экспертного сообщества.

Урегулированы механизмы обеспечения сохранности средств, собираемых с собственников помещений в многоквартирных домах для проведения капитального ремонта общего имущества, как при формировании фонда капремонта на специальных счетах, так и в случае формирования фонда капремонта у регионального оператора.

С учетом проекта поправок ко второму чтению, срок деятельности Фонда ЖКХ продлевается до 31 декабря 2015 года. При этом меняется срок определения аварийного жилищного фонда: устанавливается возможность переселения из аварийных домов, признанных таковыми до 1 января 2012 года (в прежней редакции – до 1 января 2010 года). В этот перечень включаются дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом, что позволит переселять из домов-памятников архитектуры.

Общий объем аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению, оценивается в размере не менее 10,5 млн.кв. метров.

Предусматривается возможность переселения из аварийных домов как нанимателей, так и собственников жилых помещений в арендное жилье по договорам найма или – при наличии оснований – по договорам социального найма.

В рамках реализации программы переселения разрешается использовать возникшую экономию для покупки дополнительных квадратных метров жилья. В качестве условия предоставления средств Фонда на переселение из аварийного жилья предусмотрено обязательство субъекта Российской Федерации осуществить до 31 декабря 2015 года расселение всех многоквартирных домов, признанных аварийными по состоянию на 1 января 2012 года.

Одновременно из законопроекта исключены нормы об установлении требований к размеру долевого софинансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда, с чем согласны не все эксперты. Некоторые высказали опасение, что отсутствие нормы об установлении минимальной доли софинансирования программ переселения за счет консолидированных региональных бюджетов может вызвать снижение ответственности регионов за реализацию этих программ - в связи с невозможностью применения такой эффективной меры воздействия, как приостановление финансирования за невыполнение регионом своих долевых обязательств.

Устанавливается открытый перечень допустимых работ в рамках реализации региональных адресных программ по капремонту.

В законе «О Фонде ЖКХ» появляется новое направление предоставления средств финансовой поддержки – на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.

Меняются условия предоставления поддержки по всем программам, финансируемым Фондом.

Например, полностью отменяются и в дальнейшем не обеспечивается контроль обязательств о запрете перекрестного субсидирования и наличия региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

При этом вводятся новые требования, например, принятие субъектами РФ нормативных правовых актов, направленных на создание постоянно действующей системы капремонта многоквартирных домов (с 1 июля 2013 года), а также реализации субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями комплекса мер по привлечению инвестиций в коммунальную инфраструктуру, а именно утверждение долгосрочных тарифов на товары и услуги в сфере теплоснабжения, создание в субъектах Российской Федерации системы мониторинга по урегулированию кредиторской задолженности за поставленные энергоресурсы, оснащение многоквартирных домов коллективными приборами учета энергетических ресурсов на 75 % до 1 января, на 100 % к 1 июля 2013 года.

Уточняются объемы долевого софинансирования программ за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Софинансирование капитального ремонта - в размере от 30 до 70 процентов в зависимости от бюджетной обеспеченности (в среднем по стране 50%).

Софинансирование модернизации коммунальной инфраструктуры - от 35% до 70% в зависимости от бюджетной обеспеченности. Эксперты отметили, что в соответствии с законопроектом предусматривается предоставление средств Фонда на модернизацию коммунальной инфраструктуры только через субсидирование процентной ставки в размере 90% от ставки рефинансирования. Однако, учитывая ограниченность сроков деятельности Фонда тремя годами, подход к финансированию программ через субсидирование процентных ставок будет актуален только для проектов со сроком окупаемости меньше трех лет. Это не обеспечивает снижения сроков возврата инвестиций, без чего невозможно говорить о создании условий для прихода инвесторов в модернизацию коммунальной инфраструктуры. В этой сфере сроки окупаемости подавляющего числа проектов превышают 5 лет. Поэтому проекты в сфере водоканализационного хозяйства не будут участвовать в программах, так как сроки окупаемости по таким проектам намного превышают 10 лет.