В центре внимания система СРО стройкомплекса Москвы


23 апреля в Большом зале Правительства Москвы состоялась практическая конференция на тему: "Система саморегулируемых организаций стройкомплекса Москвы".

В июле 2008 года в законодательство Российской Федерации (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), регулирующее градостроительную деятельность, были внесены изменения, создавшие правовые основания для развития института саморегулирования в строительном комплексе. Тем самым было положено начало крупнейшему институциональному преобразованию в одной из основных системообразующих отраслей российской экономики. В соответствии с 148-ФЗ данный процесс должен быть завершен к 2010 году.

Строительное сообщество в целом положительно восприняло создание системы саморегулирования и к настоящему времени на территории России и, в частности, в Москве, уже появилось значительное число инициативных групп по формированию саморегулируемых организаций (СРО). Объемность и сложность задач, стоящих перед ними заставило подключиться к данному процессу органы государственной власти и местного самоуправления, несущих ответственность за реализацию градостроительной политики.

Одним из ключевых этапов на пути становления саморегулирования в столице явилось создание Координационного совета по вопросам формирования системы саморегулируемых организаций в строительном комплексе Москвы. Соответствующее Распоряжение №293-РП подписано мэром г. Москвы Юрием Лужковым 24 февраля 2009 г. Данный документ предусматривает создание единого центра управления процессом формирования системы СРО в Москве, который будет оказывать информационное и методологическое содействие некоммерческим партнерствам изыскателей, проектировщиков и строителей при создании саморегулируемых организаций.

Координационный совет объединит представителей строительного бизнеса, городской администрации, Мосгордумы, ведущих отраслевых специалистов и экспертов. Итогом их совместной деятельности должно стать успешное завершение процесса перехода стройкомплекса к саморегулированию.

Проведенная  Правительством Москвы и Ассоциацией строителей России практическая конференция "Система саморегулируемых организаций стройкомплекса Москвы" является важным этапом в работе Координационного совета и должна обеспечить согласование позиций и определение программы действий ведущих участников создания системы саморегулирования в столичном строительном комплексе.

В мероприятии приняли участие руководство Правительства г. Москвы, представители федеральной исполнительной и законодательной власти, а также исполнительной власти из более 10 регионов Центрального федерального округа, руководители общественных объединений, строительных компаний, отраслевые специалисты и эксперты. 

Открывая практическую конференцию, первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы Владимир Ресин зачитал приветственное слово мэра города Москвы Юрия Лужкова, адресованное участником и организаторам данного мероприятия.

Первым свой доклад представил руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Николай Кутьин, который сообщил, что в государственный реестр саморегулируемых организаций по состоянию на 23 апреля  внесено 5 некоммерческих партнерств.

По его словам, для приобретения статуса саморегулируемой организации, некоммерческое партнерство представляет в федеральную службу заявление с приложением документов, предусмотренных законодательством. Он рассказал, что в настоящее время Ростехнадзором рассмотрено двадцать одно заявление от некоммерческих партнерств. Отказано в регистрации тринадцати некоммерческим партнерствам. Как отметил Николай Кутьин, отказ вызван несоблюдением требований Градостроительного кодекса, например, недостаточное количество членов некоммерческих партнерств, которые должны, в зависимости от вида деятельности, насчитывать не менее 50 или 100 индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. Другим частым нарушением является недостаточный объем средств при формировании компенсационного фонда подобных организаций. 

Глава Ростехнадзора подчеркнул, что «двадцать одно поданное заявление – это очень незначительное количество. Одни некоммерческие партнерства выжидают, другие – устраняют недостатки, используя опыт первых организаций, третьи только завершают формирование и регистрацию некоммерческих партнерств». По предварительной оценке руководителя Федеральной службы,  основная часть заявлений поступит во второй половине 2009 года. Николай Кутьин также отметил, что Ростехнадзор подписал соглашение с правительством Москвы по вопросам сотрудничества и взаимного информирования при формировании системы СРО.

О создании Координационного Совета по вопросам формирования системы саморегулируемых организаций в строительном комплексе Москвы рассказал первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Владимир Ресин. По его словам, данный орган будет строить свою работу по двум направлениям: во-первых, выдвигать предложения по совершенствованию федерального законодательства, а во-вторых, создавать систему саморегулирования с учетом структурных особенностей градостроительного комплекса Москвы. По его мнению, Координационный совет должен стать штабом, который будет отслеживать весь процесс формирования института саморегулирования стройкомплекса Москвы, а в дальнейшем корректировать их деятельность. «Мы надеемся, что результатом работы Координационного совета будет подготовка предложений по совершенствованию законодательства, что позволит создать правовые условия для эффективного формирования и дальнейшей работы саморегулируемых организаций», - добавил Владимир Ресин.

По словам главы столичного стройкомплекса, при формировании системы саморегулирования необходимо сохранить целостность и управляемость строительного комплекса города, в состав которого сегодня входят более двух тысяч организаций, разных по количеству работников и объему выполняемых работ, но одинаково необходимых для Москвы". Он полагает, что из процесса саморегулирования не должны быть исключены малые и средние предприятия, которые качественно выполняют свою работу.

Говоря о проблемных моментах перехода стройкомплекса к саморегулированию, Владимир Ресин также заметил, что к Федеральному закону №148-ФЗ требуется принять около 40 подзаконных актов, «это и дополнения, касающиеся стандартов деятельности организаций, и разработка критериев, определяющих порядок и требования безопасности объектов капитального строительства», - уточнил он.  По его мнению, необходимо разработать и утвердить технические регламенты по безопасности, определиться с многопрофильными компаниями, выполняющими весь комплекс работ, поскольку нельзя допустить их дробления. Кроме того, предстоит решить комплекс вопросов работы бюджетных организаций. Действующее налоговое законодательство не позволяет нести расходы бюджетным организациям, связанные с  членством в общественных организациях.

По словам руководителя строительного комплекса Москвы, очень важно также сформировать эффективный механизм финансовой ответственности саморегулируемых организаций за деятельность своих членов, который вместе с тем будет минимально отражаться на финансовых затратах строительных компаний. "В противном случае это негативно скажется на конечной стоимости их услуг", - добавил он.

В своем выступлении президент Ассоциации Строителей России Николай Кошман рассказал, что АСР стояла у истоков проработки Федерального закона о саморегулируемых организациях в строительстве (148-ФЗ от 22.07.2008г.). Он сообщил, что именно по ее инициативе был создан Координационный Совет по вопросам формирования системы саморегулируемых организаций в строительном комплексе города Москвы. Кроме того, Николай Кошман подчеркнул, что эксперты Ассоциации разработали большое количество методической и учебной литературы по формированию саморегулирования в строительстве, которая была направлена в адрес руководителей регионов и муниципалитетов.

«Основная наша задача – это помощь в подготовке и формировании института саморегулирования, который является, ключевым этапом перехода к цивилизованным рыночным отношениям», - сообщил Николай Кошман. По его мнению, система СРО позволяет снять целый ряд серьезных проблем, накопившихся в строительной отрасли. К проблемным могут быть отнесены ситуации, складывающиеся в техническом регулировании, энерго- и ресурсосбережении, в целом в управлении строительным комплексом. «Институт саморегулирования обладает всеми необходимыми механизмами и инструментами для того, чтобы «расшить» накопившиеся проблемы», - считает президент АСР.

Николай Кошман в своем выступлении отметил и некоторые   негативные   тенденции при формировании саморегулирования. Он подчеркнул, что «прежде всего, это связано с появлением большого числа посреднических фирм,   которые,   пользуясь   слабой   информированностью   строительных, проектных  и  изыскательских  организаций,  предлагают несуществующие услуги,   дезориентируют   строительное   сообщество.

Особое неприятие вызывают те предложения по оформлению допусков к работам со стороны саморегулируемых организаций уже включенных в реестр, которые требуют повышенного финансирования со стороны строительных организаций. Из регионов нам известно об объявленной стоимости допуска к одному виду работ в 30 тысяч рублей. Уверен, что в Москве подобная практика будет немедленно пресечена», - заключил он.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по строительству и земельным отношениям Валерий Панов подробно прокомментировал Федеральный закон №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», остановившись на некоторых требованиях, изложенных в законе, которые каждая саморегулируемая организация должна разработать в обязательном порядке. Это требования о выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность строительства, правила контроля в области саморегулирования, требования к техническим регламентам, требования к стандартам саморегулирования и правила СРО. Кроме того, саморегулируемые организации в праве разработать и утвердить стандарты и правила саморегулирования. В свою очередь председатель Мосгордумы Владимир Платонов рассказал о законотворческой деятельности Городской Думы в условиях перехода строительного комплекса к саморегулированию.

Особый интерес вызвало выступление председателя Правления НП «Гильдия Архитекторов и Проектировщиков» Алексея Воронцова, поскольку его организация накануне получила статус саморегулируемой. Он поделился успешным опытом формирования СРО, рассказал о трудностях и проблемах, а также обратил внимание участников на то, что в перечень работ не вошло генпроектирование, а также нигде не прописаны функции технического заказчика, «а без этого ни один дом не может быть построен», - заключил он.

В ходе конференции также были заслужены выступления руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства  г. Москвы Александра Левченко, депутата Московской городской Думы Александра Милявского, директора Правового департамента Ассоциации Строителей России, члена Координационного совета по вопросам формирования системы СРО в стройкомплексе Москвы Александра Самойлова, заместителя губернатора по строительству Тверской области Юрия Тыртышова, президента Союза архитекторов России Андрея Бокова и др.

Информация с сайта АСР-ИНФО.