Рынок пластиковых окон изобилует мошенниками, жертвами которых становятся не только доверчивые бабули, но и опытные юристы…
Офис «Омского союза потребителей «Щит» завален папками с судебными решениями и исполнительными листами в отношении оконных компаний, пишет top55.info. Евгений Рабинович, председатель организации, перечисляет основных «антигероев» омского ПВХ-триллера: «Доступные окна», «Надежные окна», «Европласт», «Окна ПВХ», ИП Юдин… Если называть все, список получится длинным. Только прошлой осенью с рынка исчезло 80 оконных фирм: некоторым проще ликвидировать компанию, чем отвечать по обязательствам перед клиентами. Впрочем, весной эти организации, словно подснежники, расцветают вновь, слегка изменив название и продолжая свой нечестный бизнес, граничащий с банальным мошенничеством.
Наталья Космовская, юрист «Союза потребителей», рассказывает, какие схемы незаконного отъема денег у граждан используют мошенники.
– Принцип работы фирм наподобие «Доступных окон» – это принцип финансовой пирамиды: они публикуют рекламу с запредельно низкой ценой, скажем, «окно под ключ за 8 тысяч». Заказывают у производителей окна в долг. Работают в этих компаниях очень опытные менеджеры, настоящие акулы, которые умело «забалтывают» клиентов.
Пока сезон в разгаре, заключаются все новые договора, денежный поток стабилен – компания более или менее функционирует. Но к концу сезона поток клиентов редеет, и финансовые «дыры» предыдущих сделок становится сложнее закрыть последующими денежными поступлениями. Пирамида расшатывается. Часть заказчиков получает окно со срывом сроков монтажа, а те, кто пришли в сентябре-октябре и оказались в числе последних, не получают ничего.
– И как быть таким клиентам?
– Они подают в суд, выигрывают дело. Но, как показывает печальная практика, взыскать с недобросовестных компаний деньги оказывается невозможно. Судебным приставам нечего забирать – за организацией формально ничего не числится. Поэтому мы всегда подчеркиваем – лучше, чтобы человек был предупрежден на этапе выбора фирмы.
– Какие еще уловки встречаются на этом рынке?
– Такой вариант – закажи 2 окна, получи третье в подарок. Человек невнимательно читает договор, оплачивает счет не глядя. А потом выясняется, что акция действовала только на продажу самих окон. И стоимость установки (немалая сумма) в эту цену не входит. Бывают случаи, что за демонтаж старого окна, за вывоз мусора клиентов также вынуждают платить отдельно, поскольку эти услуги в договор включены не были.
– Выходит, нужно просто внимательно читать договор?
– Конечно! Но даже если в договоре ничего не вызывает нареканий, терять бдительность не стоит. Вооружитесь линейкой, возьмите приложение к договору и тщательно промерьте все указанные параметры. Так можно узнать толщину стеклопакета, проверить, сколько камер в профиле (ширина 5-камерного профиля от 70 мм, 3 камерного – 58 мм). Проверьте маркировку на профиле и на фурнитуре. Думаете, это лишние предосторожности? Вовсе нет.
Приведу в пример одну историю. Бабушка, которой уже за 80 лет, пришла в оконную фирму. Ей рассказали, что бывают разные виды профиля – есть получше, есть подешевле. Она выбрала дорогой импортный профиль, дескать, квартира внукам достанется, хочется, чтобы они жили и радовались. Оформили договор, бабушка оплатила заказ. В назначенный день ей звонят грузчики – привезли окна, сейчас будем ставить. Пенсионерка просит не торопиться, выходит с договором в руках к машине, читает маркировку на профиле, а там – «Ортекс» (наиболее дешевый профиль местного производства). Пожилая женщина 50 лет проработала юристом и сохранила профессиональную внимательность. Она позвонила в фирму, чтобы выяснить, в чем дело. Девушка-менеджер, видимо, пожалела ее и позвала как можно быстрее, пока в кассе есть наличность, приехать и забрать деньги за свой заказ. Пожилая женщина позвонила нам и рассказала эту историю, но мы ведь понимаем, что такой поступок менеджера – один на миллион. В других случаях эпопея по решению подобных проблем затягивается надолго.
У нас был случай, когда мужчина, тоже юрист по профессии, заказал окна маме. Работа была очень некачественной, он, полный решимости во всем разобраться, отправился в офис. Его долго «пинали» от сотрудника к сотруднику, а когда он наконец выяснил, где найти директора, то охрана его попросту не пустила на порог. Увы, это очень характерная ситуация для омского рынка.