BATIMAT RUSSIA 2017: практичность и дизайн «в одном флаконе»
Прошедшая в «Крокусе Экспо» международная выставка BATIMAT RUSSIA 2017 была мало похожа на классический строительный «вернисаж», пишет ancb.ru.
– Где тут цемент, где кирпич? – вопрошали некоторые посетители.
Да, в экспозиция этих материалов не было. Тем не менее, выставка стабильно привлекает целевую строительную аудиторию. В прошлом году было 800 участников и 80 тыс. посетителей. В этом году приехали более 1000 компаний. А по посетителям точных данных пока нет. Но, по словам директора выставки Тамары Лукьяненко, их наплыв был максимальным за все годы существования российского «БАТИМАТА». Так что и по посетителям предыдущий уровень наверняка буде превзойден.
Парад инноваций
«БАТИМАТ» охватывает очень разные строительные сферы.
Как и в прошлом году, на выставке были представлены инновационные продукты. Большей частью они были сосредоточены в экспозициях Фонда «Сколково» и Института пассивного дома. К примеру, Институт пассивного дома в числе других экспонатов представлял энергоэффективные климатические системы. Одной из самых ярких работ считается приточно-вытяжная вентиляция, разработанная ООО «TURKOV» (партнер Института). Она подходит как для жилого, так и для офисного помещения. В вентиляционной установке находится специальный теплообменник – рекуператор, который нагревает свежий воздух с улицы теплом вытяжного воздуха. Теплообменник-рекуператор стабильно работает в мороз до -35°С. Влажность в помещении сохраняется.
Фонд «Сколково» продемонстрировал в этом году 25 проектов (в прошлом 15).
Проект экологически чистого дома признан одним из победителей проходившего в рамках выставки конкурса «Инновации 2017». Дом предназначен для среднестатистической семьи. Одно-двухэтажное здание собирается из фибролитовых панелей. (Фибролит – древесно-цементный композит, совмещающий лучшие свойства дерева и камня.) Кроме экологичности, панели обладают и другими достоинствами. В частности, панель толщиной 40 см сохраняет тепло почти также, как двухметровая стена из кирпича.
Предполагается, панели разных размеров будут изготавливаться на домостроительном комбинате в течение месяца. Причем они выйдут из стен комбината уже с «начинкой» для дальнейшего оборудования здания электрическими, сантехническими и прочими приборами. На сборку дома отводится неделя. По сегодняшним прикидкам, квадратный метр дома обойдется покупателю в 20-25 тыс. руб. Срок службы дома рассчитан более чем на 100 лет.
Каждое здание может выглядеть индивидуально, говорит архитектор экологического дома Сергей Пилецкий. На стенде был представлен проект экспериментального образца, его строительство планируется в ближайшее время. Сейчас приглашается семья добровольцев, которая будет обживать экологический дом. Для дальнейшей работы очень важно выяснить, как поведет себя здание в процессе эксплуатации, особенно зимой.
Проект экологического дома реализуется в Калужской области. Древесину будут заготавливать тут же. Вырубленные участки планируется сразу засаживать новыми деревьями.
Идея экологического дома принадлежит Дмитрию Березуцкому, руководителю ассоциации «Гринстрой». Как говорят его коллеги, название проекта «ЛеговДом» он дал в память о своих предках-строителях.
Окна без опасности
Производители окон собираются на «БАТИМАТ» раз в два года. Говорят, раньше ничего нового у них не появляется. Демонстрируют профиль, в основном алюминиевый и пластиковый, оборудование для его изготовления, разнообразную фурнитуру.
Нынче самые масштабные экспозиции были у мировых лидеров оконной индустрии – немецких компаний VEKA и REHAU. Стенд VEKA сам напоминал мини-выставку, даже гиды были. Но у специалистов-оконщиков в экспозиции VEKA наибольший интерес вызывал нестандартный закругленный профиль. Ведь до сих пор профиль было принято делать прямоугольным.
Отечественные экспозиции выглядели не в пример скромнее, но представляли практичную продукцию, без которой обойтись нельзя. Скажем, Красноярский алюминиевый металлургический завод (КРАМЗ) разработал противопожарные оконные профили с использованием гипсокартона. Их охотно приобретают для детских садов и школ.
Очень многие российские участники демонстрировали оконные уплотнители и прочие комплектующие. Несмотря на скромные стенды, вниманием посетителей они никак не были обделены. Хорошие уплотнители искали даже строители из Казахстана!
ООО «ЭЛИЗ» (Владимир) обычно участвует в электротехнических выставках. На «БАТИМАТЕ» второй раз и успешно. «Здесь мы напрямую встречаемся со своими клиентами», – сказала начальник отдела продаж Варвара Дреко и продолжила переговоры о продаже уплотнителей с очередным потенциальным покупателем.
Компания «Ардис» (Самара) привезла фурнитуру. Лет десять назад она продавала импортные изделия, но потом организовала собственное производство. Сейчас из 400 наименований более 100 выпускает сама, и этот список постоянно увеличивается.
Как водится, отечественного оборудования для производства оконных профилей увидеть не удалось. Дилеры предлагали импортное. Зато ревниво поглядывали друг на друга представители двух конкурирующих компаний из Турции – YILMAZ и KABAN. YILMAZ выпускает станки для изготовления пластиковых окон, резки профиля ПВХ и алюминия.
KABAN представил усовершенствованную сварочно-зачистную линию для производства ПВХ-окон. KABAN на российском рынке присутствует с 2000 года. Эту компанию основал турецкий конструктор Салим Кабан. У него удивительная по нашим временам биография. Из-за нужды он начал работать подростком, учился вечерами и вот стал главой крупной фирмы.
Сейчас производители окон стремятся сделать их безопасными для ребенка. Согласно статистике, только в России ежегодно из окон выпадает почти 1000 детей. И вот в компании REHAU изобрели оконные ручки с замком. А компания MACO предлагает электронные запоры окон – они открываются и закрываются с помощью пульта. Родители заперли окно и могут быть спокойны. Правда, обычный ключ спрятать от ребенка все-таки проще, чем пульт.
Межрегиональный институт окна (Санкт-Петербург) демонстрировал на выставке противомоскитную сетку «Бармица» из стекловолокна. Но сетка не только защищает жилье от москитов. Она настолько прочна, что выдерживает вес до 100 кг, рассказывает директор ООО «Бармица» Анатолий Кораблин. Ребенка, да и многих взрослых, она точно выдержит, если они облокотятся на нее. Любопытно, что «бармицей» назывался один из элементов кольчужной сетки у древнерусского воина.
Двери держат удар. Экономический
Первое впечатление от дверной экспозиции – для нее выделен очень большой зал. Приглядываешься – да нет, залы в «Крокус Экспо» стандартные, это компаний тут мало.
Экономическая ситуация по-разному отражается на разных сегментах строительного рынка. Дверной рынок нередко сравнивают с оконным. Но оконный чувствует себя лучше. С неисправным окном вы жить в квартире не сможете. А с рассохшейся межкомнатной дверью смиритесь.
По данным руководителя отдела маркетинга Национальной ассоциации дверной индустрии (НАДИ) Анны Рудневой количество продаж в прошлом году упало на 17 процентов. Авторы информационно-аналитического агентства «Дверное дело» (Новосибирск) в своих обзорах деликатно готовят коллег к худшему: покупательский спрос будет падать и дальше. Уже есть разорившиеся компании. Ожидается поглощение мелких компаний крупными.
В нынешней ситуации увереннее себя чувствуют стальные двери – они предназначены для защиты жилища. А на своей безопасности люди не экономят. И находят деньги.
Изготовители стальных дверей демонстрировали свои новинки. Компания «Дверной континент» (Москва) показала дверь с терморазрывом (разрывается не дверь от температуры, а мостики холода внутри нее. – Ред.). Такая дверь не промерзает и максимально сохраняет в доме тепло.
– Кроме того, у стальных дверей тоже есть понятие моды, – рассказывает Дмитрий Кузнецов, директор Московского филиала «Дверного континента». – Сегодняшняя тенденция – делать три контура утепления, три петли вместо двух. На функциональные качества двери это не влияет, это именно мода.
Прошли времена, когда стальные двери выглядели как близнецы. Производители украшают двери различными вставками, оригинальными ручками, стараются сделать необычной внутреннюю сторону. Так, на заводе «Meru» (Уфа) придумали с внутренней стороны двери вставлять зеркало. Зеркало в коридоре ведь все равно надо иметь.
Коллекции межкомнатных дверей с прошлого года стали выглядеть заметно строже. Мало ярких цветов, затейливых декоративных вставок, сложных рисунков. Мода качнулась в сторону классики – однотонные, чаще светлые двери, прямые линии.
Компания ALBERO (Новосибирск) привезла образец глянцевых дверей. Дверь покрыта пленкой артвинил, блестит. Компания «Терри» из Вологды выпустила образец «под шпон». Массово двери делаются из искусственных материалов. Но многие люди продолжают мечтать о деревянных. Большинству они не по карману. А вот изделие под дерево вполне устраивает.
Керамика: красиво, но без революции
Посещение павильона с керамикой уже само по себе поднимало настроение. Красивые экспозиции, с выдумкой оформленные стенды. Фантазии участников не было предела: их стенды изображали дворцы, сады, цветники и т.д. Посетители фотографировались у понравившихся стендов.
В отличие от дверной экспозиции тут была конкуренция за площадь. Многие хотели занять стенды побольше. Но участников было много, в том числе приехали испанские и итальянские компании – законодатели моды для керамической плитки. В итоге более просторные стенды получили многолетние участники выставки.
Как и в прошлом году, невозможно было не заметить компанию KERAMA MARAZZI. У нее была самая масштабная экспозиция. И все равно там было тесно от посетителей, а сотрудники не успевали отвечать на их вопросы. Так как у истоков KERAMA MARAZZI стоит итальянский производитель, то здесь очень любят итальянскую тематику. В этом году подготовили новую коллекцию плитки «Две Венеции». В их рисунке переплетаются две культуры – итальянской Венеции и русской – Санкт-Петербурга. Компания выпускает плитку и гранит в Орле и Подмосковье. Скоро откроет производство сантехники.
На керамическом заводе «Сокол» (Москва) взяли за правило выставлять на суд посетителей выставки новые коллекции. В этом году показали пять видов плитки. Два большого интереса не вызвали, а три людям очень понравились, они и пойдут в серию, сказал коммерческий директор Михаил Зубков.
Компания Интеркерама (Днепропетровск, теперь Днепр) – ежегодный участник «БАТИМАТА». Сейчас она тоже привезла новую коллекцию. Интеркерама – одна из немногих участников, кто демонстрировал плитку небольших размеров. (Сейчас в тренде крупные размеры, вплоть до метра в ширину). В прошлом году Интеркерама участвовала в итальянской Болонье, в выставке керамической плитки и оборудования для ванной. Заместитель генерального директора Валентин Гонтарь рассказал: в Болонье компания удачно представили свою продукцию. Но по-настоящему ее ценят только на территории бывшего СССР.
Проект на будущее
В этом году на «БАТИМАТе» появился новый раздел – «Комплексные решения». Смысл раздела – в результате любого строительства появляется новый объект. Значит, помещения надо оклеить обоями, подобрать и расставить мебель, повесить светильники и т.д. То есть сделать их красивыми, современными и удобными для проживания.
Идея раздела принадлежит дирекции выставки. Она пригласила дизайнеров, предложила оформить экспозицию как помещение отеля – от люксовых апартаментов до молодежных хостелов.
Все участники дизайнерского проекта молоды. Может быть, поэтому нашли яркие, нестандартные решения. Возле оформленных ими экспозиций (гостиной, кабинета, спальни и прочего) постоянно собирался народ. А визитки авторов, говорят, закончились на второй день. В следующем году дизайнерский раздел «Комплексные решения» предполагается расширить.
Елена Бабак