«Мы должны действовать как единое целое». Интервью с топ-менеджментом VEKA AG. Часть 2
В мае 2020 года на страницах немецкого отраслевого журнала Bauelemente Bau (BBI) вышла серия материалов, посвящённых VEKA AG, лидеру рынка экструзии ПВХ. Одним из них стало интервью с топ-руководителями концерна. Экология и бюрократия, онлайн-продажи и цифровые технологии, кадровые изменения и корпоративная культура – ключевые темы второй части интервью с председателем правления группы компаний VEKA Андреасом Хартлайфом, директором по сбыту и маркетингу Йозефом Л. Бекхоффом и руководителем отдела внутреннего сбыта Александром Шолле.
Продолжение: «Мы спокойно переживем кризис». Интервью с топ-менеджментом VEKA AG. Часть 1
Принятая Европарламентом резолюция о содержании свинца в переработанном ПВХ сделает невозможным рециклинг старых окон. Что думаете об этом вы как президент ассоциации EPPA и председатель правления одной из крупнейших в Европе компаний, предлагающих комплексные системные решения?
Хартлайф: Для начала я хотел бы отметить, что это решение стало полной неожиданностью и мы, как и вся отрасль производства ПВХ, в первую очередь – производители оконных профилей, чрезвычайно раздосадованы. Пока что известно, что на решение Европарламента повлияли факторы, которые не имеют ничего общего с профессиональной дискуссией по этой теме. Нужно уточнить, что Европейское химическое агентство (ECHA), которое является профессиональным и научным консультантом Европарламента, после длительного изучения и обсуждения вопроса оценило предложение Еврокомиссии (в частности, касательно обращения с вторичным сырьем, содержащим свинец) как наилучшее решение для экономики замкнутого цикла.
Теперь перед Еврокомиссией стоит задача переработать предложение и снова предложить его Европарламенту на одобрение. Мы надеемся, что процесс не начнется с самого начала, иначе это может занять годы. Нашей же задачей станет повлиять на то, чтобы переработанное предложение по своей сути не отходило от ключевых моментов первого. Кроме того, все мы, как представители одной отрасли, в ближайшие недели должны связаться с членами Европарламента, чтобы полностью разъяснить им нашу концепцию экономики замкнутого цикла, в которой мы полностью уверены, и которая является образцово-показательной также для многих политиков. Нельзя допустить, чтобы поверхностная оценка повела нас в неверном направлении.
Бекхофф: Есть много вариантов, как можно переработать имеющееся предложение, чтобы добиться согласия Европарламента. Перспективным подходом может стать маркировка и отслеживание переработанных материалов, которые позволят гарантировать их сбор и переработку после завершения срока эксплуатации. Но здесь все зависит от наличия подходящих технологий, которые позволят уменьшить углеродный след ПВХ.
Председатель правления группы компаний VEKA – Андреас Хартлайф
А в целом – вы довольны тем, как в отрасли решаются вопросы переработки и устойчивого развития?
Хартлайф: Я бы сказал, что в Германии наша отрасль уже довольно плотно занимается темами переработки и устойчивого развития, но возможности еще далеко не исчерпаны. Мы должны сплотиться еще сильнее и более активно доносить наши мнения по этому вопросу. Все производители комплексных системных решений должны принимать в этом участие, ведь от этого в прямом смысле слова зависит будущее. В первую очередь мы должны еще интенсивнее сотрудничать с заказчиками и вовлекать их. Также программа VinylPlus стала прекрасной иллюстрацией того, что производитель окон может использовать для маркировки продукции и позиционирования. Этот шаг очень важен для будущего, ведь без самостоятельного охвата вопросов устойчивого развития любой компании придется тяжело.
Кроме того, масштабные цели по переработке пластиковых окон в Европе возможно достичь только при условии тесного взаимодействия с заказчиками. Только когда мы сможем гарантировать на всех этапах производственной цепочки, что ни одно окно не отправляется на свалку или в мусоросжигатель, у нас появятся реальные шансы добиться поставленной цели — до 2030 года переработать 470 тысяч тонн профилей.
Также в майском номере BBI: Социальная ответственность и экология на рынке ПВХ-конструкций
Господин Бекхофф, вы больше 20 лет проработали в российском отделении VEKA. Вам удалось влиться в коллектив после возвращения в Германию?
Бекхофф: На этот вопрос я однозначно могу ответить: «Да!». Мой предшественник Бонифациус Айхвальд передал мне превосходно отлаженную систему управления, благодаря чему мне было очень легко укрепиться в центральном руководстве. Конечно, мне сослужили хорошую службу долгая работа в компании и отличное знание организации изнутри, поэтому я сразу же смог приступить к работе. Ведь в целом мои методы не сильно отличаются от прежних. Мы должны действовать как единое целое, быть ближе к заказчикам и прислушиваться к тому, что им нужно для успешного развития. Поэтому нужно развивать соответствующие службы и разрабатывать предложения по поддержке. Это послужит и нашему собственному успеху.
Директор по сбыту и маркетингу VEKA AG – Йозеф Л. Бекхофф
Что побудило вас взять на себя новую обязанность – директора по сбыту и маркетингу?
Бекхофф: Спустя 20 лет крайне интенсивных разъездов и довольно кратких моментов пребывания в Германии мне захотелось изменить свою жизнь и поставить перед собой другие задачи. К счастью, в этот момент я получил исключительное предложение – занять освободившуюся должность в правлении. Такое предложение бывает только раз в жизни, поэтому я охотно согласился. Занять эту должность и принять вызов вместе с моими сотрудниками меня побудило осознание того, что мы сможем преодолеть нынешние трудные времена и развиваться дальше вместе с партнерами.
Как вы считаете, с какими сложностями столкнется компания в ближайшие годы?
Бекхофф: По моим оценкам, в ближайшие годы основной задачей останется ориентация на заказчиков. Количество производителей окон продолжит сокращаться, и текущая ситуация определенно не замедлит этот процесс. Крупные участники рынка продолжат расти и будут предъявлять новые требования к нашим услугам и предложениям. В то же время останутся заказчики из малого и среднего бизнеса, потенциал которых мы хотим стимулировать, но требования которых к нам также отличаются. Таким образом, и бизнес, и сами продукты станут сложнее. Если в таких рыночных условиях мы хотим оставаться лидерами в области удовлетворенности заказчиков, нам нужно успешно управлять многими процессами.
Какие возможности может предложить использование цифровых технологий?
Бекхофф: Цифровые технологии помогут оптимизировать определенные производственные и коммерческие процессы как в нашем взаимодействии с заказчиками, так и у самих заказчиков. Но нам ни в коем случае не следует возлагать на эту область чрезмерных и нереальных ожиданий. Цифровые технологии многое сделают проще и предоставят новые возможности, но основная деятельность должна доминировать во всех аспектах, иначе успеха мы не добьемся.
Как вы считаете, угрожает ли распространение онлайн-продаж традиционным структурам сбыта?
Хартлайф: В целом мы рассматриваем интернет как платформу, которая позволяет объединить партнеров по отрасли в более прочную и тесную сеть. Целью всегда остается налаживание профессионального контакта, который можно превратить в заказ. Так, например, мы пробуем оказывать услуги для последующих процессов. В режиме онлайн мы можем помогать партнерам успешно прорабатывать этот контакт.
Бекхофф: Когда смотришь на онлайн-магазины окон, создается впечатление, что их основной целью является исключительно получение прибыли. И все же мы считаем, что преимущество всегда у местного производителя окон и дверей: например, возможность поговорить лично с клиентом или выполнить заказ по требованиям, выходящим за рамки стандартов. В обозримом будущем эта ситуация не изменится.
Принято считать, что совершенствовать нужно в первую очередь технологии оконных и дверных систем, одними профилями значимой разницы не добиться. В чем вы видите возможности и способы выгодно выделиться на фоне конкурентов?
Бекхофф: Это сложная и многогранная тема. Наше уникальное торговое предложение – это определенно наша концепция живого партнерства. Мы тесно взаимодействуем с заказчиками, обладаем высоким уровнем профессиональной компетентности и можем предложить партнерам возможности и поддержку для устойчивого развития. У нас не говорят: «Ты должен». У нас говорят: «Ты можешь». Мы должны разрабатывать и предлагать решения, которые соответствуют духу времени и учитывают изменения на рынке и у заказчиков. В наилучшем сценарии производители окон должны понять, что VEKA предлагает отрасли комплексный пакет услуг и продукции.
Руководитель отдела внутреннего сбыта VEKA AG – Александр Шолле
Господин Шолле, осенью 2019 года вы стали руководителем отдела внутреннего сбыта. Как обстоят дела на рынке оконных систем в Германии и каковы настроения среди производителей окон?
Шолле: Весь прошлый год и начало текущего вплоть до сегодняшнего дня показывают, что на рынке оконных систем в Германии все в порядке. 2019 год стал для нашей компании рекордным, начало этого года тоже было исключительно успешным, хотя мы, скорее всего, и не сможем добиться поставленных целей. Текущая ситуация оставит свой след, и по итогам года нас, видимо, ожидает спад. Однако в том, что касается базы заказчиков, я считаю компанию оптимальным образом подготовленной к будущему. Наши заказчики прочно стоят на ногах и способны пережить такие трудные времена, как сейчас. Точно так же и мы свыклись с высокой долей импорта на рынке окон в Германии (около 25%) и разработали соответствующие ответы: такие решения, как AluConnect, VEKAMotion 82 или предложения в области цифровых технологий. Я уверен, что мы и дальше будем развиваться все вместе.
Смотреть данные инновации на экспозиции компании VEKA в рамках онлайн-выставки «Продукты года 2020»
В компании VEKA царит особая корпоративная культура. Что вы о ней думаете?
Шолле: Только хорошее. Корпоративная культура здесь впечатляющая, и позитивный настрой ощущается абсолютно всегда. Мне это помогло влиться в коллектив и принять разнообразные задачи по сбыту. Мои подчиненные, занятые как делами внутри компании, так и разъездными работами, служат примером всего, что составляет дух компании VEKA: высокий уровень компетентности, готовность взять на себя ответственность и принимать решения. Многие работают здесь уже долгое время и за годы взаимодействия с заказчиками создали с ними неразрывную связь и атмосферу доверия, которую не везде найдешь. На таком устойчивом основании можно построить надежные процессы и подготовить успешное будущее.
Уже много лет ведутся разговоры о консолидации отрасли. Вы ожидаете ускорения этого процесса в ближайшие годы?
Шолле: Динамика этого процесса хорошо видна в текущем развитии рынка. Она влияет на всю производственную цепочку, от производства до сбыта, и достигает участников рынка даже на периферии. Однако очень обнадеживает тот факт, что децентрализация рынка оконных систем в Германии все еще способствует процветанию небольших производителей окон, которые заработали хорошую репутацию в своем регионе и показали положительное развитие за последние годы. Таких партнеров мы поддерживаем самыми разными способами, чтобы содействовать их дальнейшему усилению.
Хартлайф: В текущей ситуации, конечно, на отрасль и, в частности, производителей смотришь с немного другой точки зрения. Насколько жизнестойки определенные компании? Кто устойчив к кризисам, как они будут справляться с последствиями ограничения передвижения и контактов, когда экономика начнет восстанавливаться? На сегодняшний день пока нельзя уверенно сказать, станет ли кризис в долгосрочной перспективе косвенным толчком к консолидации: как производителей окон, так и отрасли в целом. Однако в определенных обстоятельствах вполне возможно активное содействие консолидации со стороны нашей компании.
Спасибо за то, что уделили время для разговора!
Подготовлено компанией VEKA по материалам журнала «BBI» эксклюзивно для портала tybet.ru.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru