«Рынок российских комплектующих для окон переживает интересные времена». Интервью tybet.ru с руководителем ГК «ИВАПЕР» Светланой Ивановой
«Сделано в России» – цикл публикаций в рамках спецпроекта tybet.ru «Время перемен: 2000 – 2020+», в котором мы рассказываем, какими российскими брендами и продуктами представлена отечественная отрасль светопрозрачных конструкций, какие производственные возможности и точки роста есть в российской индустрии окон сегодня. Представляем полную версию интервью со Светланой Ивановой – руководителем крупнейшего производителя профильных систем для окон и дверей из ПВХ в Северо-Западном регионе ГК «ИВАПЕР».
Светлана, какие события легли в основу создания вашей компании?
– Наша история создания компании берет свое начало с моего знакомства с будущим деловым партнёром Андреасом Пертелем, который в середине 90-х годов приехал в Россию с твердым желанием покупать на местном рынке качественные и недорогие деревянные окна и экспортировать их в Германию. Реальность оказалась несколько иной и скорректировала его ожидания. Именно убеждение в потребности российского рынка в качественных окнах на замену типовой столярке и послужило началу наших деловых активностей.
Собственно, знакомство с будущим сооснователем нашего общего дела Андреасом Пертелем и было импульсом моей карьеры на оконном рынке в 1994 году.
Как пришла идея организовать собственное производство? В какой момент вы себя ощутили брендом?
– Мы не были с самого начала отечественным продуктом, работали с немецкими партнёрами и выводили на рынок именно немецкие профильные системы. Мы осознали необходимость создания собственного бренда, уже непосредственно активно работая на рынке.
В 2003 году открыли собственное производство профильных систем из ПВХ по лицензии немецкого партнёра в Санкт-Петербурге, а к 2012 году, когда мы широко вышли на рынок с собственным брендом «ИВАПЕР», у нас была уже заслуженная репутация.
Первый профиль, изготовленный на заводе «ИВАПЕР», 2003 год
Брендом ощутили себя в полной мере после признания нашими клиентами профильных систем собственной разработки, а именно «ИВАПЕР 70» и «ИВАПЕР 82».
Какие факторы повлияли на формирование отечественного рынка ПВХ-профиля?
– Во-первых, государственное таможенное регулирование. Именно оно стало причиной производства 95-98% профилей в России и радикального сокращения импорта.
Во-вторых, именно отсутствие какой-либо весомой и общепризнанной ассоциации и (или) объединения. Как следствие, рынок развился самостоятельно и самодостаточно. Не имеет лобби в государственных органах, заменяя его именно своей силой!
В-третьих, энтузиазм и большое старание российских производителей в начале 2000-х основательно и бесповоротно сломали абсолютное доминирование немецких компаний – системных производителей на рынке РФ. Пластиковое окно стало общедоступным продуктом, преимущественно в самой массовой потребительской нише.
Что Вы можете назвать технологическим прорывом в оконной индустрии?
– Упрощение и существенное удешевление «доступа к технологиям и инновациям». Поясню, в конце 90-х – начале 2000-х вопросы со стороны российских участников рынка, заинтересованных в производстве профилей в России, быстро пресекались использованием аргументации о многомилионных системных инвестициях (собственно только на разработку профильной системы!), а инструмент, экструдеры и много остального требовало дополнительных затрат. То, что раньше было новой технологией и инновацией, сейчас ими не являются.
Установлен памятный знак в честь начала основной фазы строительства производственно-логистического комплекса «ИВАПЕР» в районе п. Шушары, г. Санкт-Петербурга, 2017 год
Изменились в сторону увеличения лишь скорость производства (как профилей, так и окон). Сегодня инновативны каналы продвижения продукта на рынке, работа с клиентами – как переработчиками, так и заказчиками окон.
Что позволяет сохранять здоровую конкурентную среду сегодня?
– Рынок в России очень высококонкурентен. Мощности производителей существенно превышают потребности потребителей. Конкурентная среда – скорее напряженная с время от времени возникающими ценовыми войнами. Некоторое время назад участники рынка почувствовали, что низшая точка рынка достигнута и осознали это. И сейчас, я все же, наблюдаю возвращение на рынок таких понятий, как качество и сервис.
Кого из конкурирующих компаний Вы бы выделили особо?
– Хочется отметить роль пионеров рынка – REHAU и VEKA, которые внесли очень важный вклад в развитие стратегий системного продвижения на рынке. Идеями вдохновляются, их заимствуют и копируют, но пионеры всегда на шаг впереди. Отдельно остановлюсь на каждой из компаний:
REHAU в начале 2000-х годов заметным и резким образом обратила внимание на важность правильного позиционирования систем на рынке. Если ранее были S796 и S730, то затем на их смену пришли Бэйсик-Термо-Бриллиант... и так далее. Системы перестали носить чисто технические названия. Была успешно испытана и привита маркетинговая методология, как в наименованиях систем, так и в их профессиональном продвижении.
VEKA – пионер интернет-технологий и разнообразных информационных приложений для профессионалов и массового потребителя. Можно просто скачать и получить любой расчёт и (или) информацию.
Резюмируя вышесказанное, назовем REHAU и VEKA – важнейшими объектами влияния на российском рынке.
Что помогало выжить и стать сильнее? Какие предпосылки дают «ИВАПЕР» уверенность в будущем?
– Наверное, наши вовремя принятые решения, такие как, например, открытие в 2003 году собственного экструзионного производства в Санкт-Петербурге. А в 2009 году построили собственный смесительный цех, который позволил нам контролировать создание и производство продукта и быть конкурентоспособным на рынке. Ну и, конечно, создание собственных профильных систем «ИВАПЕР 70» и «ИВАПЕР 82». А становиться сильнее нам помогают наши верные и надёжные партнёры.
Гала-вечер в честь 20-летия «ИВАПЕР» в ресторане «Летний дворец» в Петергофе, 20 мая 2016 года
«ИВАПЕР» – стабильно работающая компания, но прежде всего это высокопрофессиональный трудовой коллектив. Персонал – это основа компании и ее развития!
Как отразился на сегменте ПВХ-профиля курс на импортозамещение?
– Абсолютно все профильные системы ПВХ производятся в России. Наша отрасль упредила и опередила идеи государства по импортозамещению. Рынок отрегулировал себя самостоятельно, перейдя в начале 2000-х на путь импортозамещения.
Производственно-логистический комплекс «ИВАПЕР», Шушары
В России рынок профильных систем из ПВХ и производителей окон – одна из немногих свободных от регулирования отраслей.
Насколько жизнеспособны отечественные отраслевые стандарты?
– Отраслевые стандарты объективно являются скорее красивым, но слабым прикрытием, ибо свободное предложение и использование на рынке артикулов немыслимых ни в одном стандарте – тому подтверждение. Обратим внимание на добровольность ГОСТ на ПВХ-профили – как бы правильно и красиво он не звучал! Однако отрадно, что значимость ГОСТ среди строительных компаний постоянно растет!
Особого упоминания стоит «ГК РФ. Права потребителей». Именно вопросы по соблюдению производителем этих норм могут привести стороны в суд. Таким образом, право потребителя на обращение в суд может сдерживать оконные предприятия от массовых сомнительных предложений.
Что можете сказать об оконном маркетинге в России?
– Мы не наблюдаем одной и постоянно доминирующей идеи на рынке, их много. Если на начальных этапах развития основной упор делался на поддержку системными производителями своих партнеров и «силовое» насаждение торговой марки профилей, то потом на смену ему пришли мероприятия оконщиков на развитие собственных брендов и торговых марок.
Развитие интернет-технологий также меняет рынок в наши дни. Привлекательны появившиеся новые технологии демонстрации продуктов, обработки заказов, коммуникации с клиентами.
Как изменится российский рынок комплектующих для окон после 2020 года?
– Бренды, чьи материнские компании находятся в Европе, суммарно занимают, по моему мнению, лидирующее положение на российском рынке. В ресурсе у европейских – более простой доступ к финансированию (дешевые денежные ресурсы) и, конечно же, опыт!
Светлана Иванова, руководитель ГК «ИВАПЕР», лауреат премии «Влиятельные женщины Петербурга – 2017» по версии ведущего информационного медиа-ресурса «Деловой Петербург»
Тем не менее, мы переживаем интересные времена, и давайте вместе понаблюдаем за развитием и перераспределением долей на рынке.
По Вашему богатому опыту, чем отличается российский производитель СПК от иностранного?
– Европейские производители тяготеют к долгосрочному планированию. Что касается производственной базы, то по уровню автоматизации российские производители ни в чем не уступают европейским. Однако в силу внутриэкономических причин, наша задача – произвести недорогой товар, а у европейцев – удовлетворить потребности взыскательных потребителей.
Что у Вас вызывает гордость за отечественных игроков оконной отрасли?
– То, что они до сих пор продолжают свой нелегкий труд и с энтузиазмом!
Стоит прочесть: Сделано в России. Интервью tybet.ru с собственником «Юнион Полимер Технолоджи» Юрием Бешенцевым
Очередное интервью из цикла «Сделано в России» читайте в ближайшее время. Следите за нашими публикациями!
Все публикации рубрики «Рынок окон 2000-2020+»
Подготовлено пресс-центром tybet.ru/WinAwards.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru