Самые упоминаемые факторы для прогнозов на рынке окон в 2023 году. На что обратить внимание
Фото: Blue Colibri. Стратегии для роста бизнеса
2022 год, в том числе, для российского рынка светопрозрачных конструкций стал рубежом, разделившим историю на «до» и «после». Традиционный уклад, формировавшийся десятками прошлых лет, сменился периодом пересборки – правила игры поменялись.
По мнению участников оконного рынка, 2023 год станет продолжением этой тенденции. Чтобы выработать наиболее жизнеспособные стратегии, компаниями продумываются различные возможные сценарии поведения поставщиков сырья, комплектующих, производителей, дилеров и заказчиков окон – всех цепочек, которые меняются под влиянием большой массы факторов. О каких сценариях и факторах прогнозирования говорят на рынке окон в 2023 году, читайте в первой части большой статьи tybet.ru на эту тему.
Фактор новостей
По оценкам экспертов оконной отрасли, сегодня преобладает нисходящий тренд, и пока веских оснований для резкого изменения кривой успеха нет, тем не менее, стойкость, проявленная российской экономикой в турбулентных 2020-2022 годах, позволяет надеяться на стабилизацию обстановки в 2023 году. Но есть нюанс: новости меняются каждый день. Настроения и ожидания от событий «извне» – как для бизнеса, так и для потребителей становятся вполне ощутимым фактором для любого планирования в 2023 году.
«Российский оконный рынок в натуральных показателях (тонны, метры) будет снижаться, но снижение это не будет драматичным, обвальным, оно составит от 10 до 15%, – говорит Сергей Ельников, руководитель направления PR и коммуникаций VEKA Rus. – На снижение рынка будет работать уменьшение реальных доходов населения, общее настроение неуверенности и неопределённости, стремление потребителя создать себе некую подушку безопасности. Как показывает практика, потребителю нужно от года до двух, чтобы компенсироваться к более-менее сильному воздействию извне и «продать» себе новую реальность как относительно комфортную».
«Все ключевые факторы, которые будут действовать на рынок в этом году, находятся снаружи по отношению к рынку. В первую очередь, это геополитические факторы, во вторую – макроэкономические, – считает Алексей Чурсанов, заместитель генерального директора компании «Оконный континент» (Москва и МО). – Мы предполагаем, что если военно-политическая ситуация в 2023 будет в условно стабильном состоянии (например, как последние 4-5 месяцев), то можно ожидать повторения объемов продаж прошлого года в диапазоне плюс-минус 10%. При этом нельзя исключить ни позитивного сценария (рост более 10-20%) в случае «разрядки» геополитической ситуации, когда может сработать фактор отложенного спроса, ни сценария продолжения падения рынка, в случае нового витка «обострения».
Рекомендуем прочесть: Как меняются рынок окон и VEKA Rus после 2022 года
Региональность
Помимо экономики и геополитики, по мнению отраслевиков, важным фактором для оценивания ситуации становится ответное поведение на ситуацию региональных властей. «Таргетинг» по степени активности регионов и соотношение ресурсов компаний с возможностями стройкомплексов в разных частях страны позволит понимать, в какой географии и в каких сегментах будет работать комфортнее всего.
«Говоря о перспективах развития оконного рынка России в 2023 году, нельзя однозначно заявлять о его росте или падении. В нашем понимании, в разных регионах и сегментах рынок будет развиваться по-разному, – утверждает Артём Хайдаров, генеральный директор завода «Амега» (Пермь). – Можно предположить, что при условии сохранения политической стабильности в стране, весь оконный рынок будет прирастать, но с разными темпами. Например, крупные города и областные центры, где высокую долю оконного рынка занимает корпоративный сегмент, будут развиваться в этом направлении. В то же время, сегодня в корпоративном сегменте продолжает расти объем алюминиевых конструкций, а нестандартные цветные конструкции лучше показывают себя на региональном рынке, где в высокой степени развито строительство ИЖС».
Фактор «антистресс»
Важным становится сегодня и то, что спад рынка и неопределенность, больше не являются никаким препятствием для предпринимателей, желающих работать на рынке окон и дальше. Кризисы для многих компаний стали привычными и позволяют создавать новые подходы для продолжения бизнеса. Устойчивое «антикризисное мышление» – еще один фактор, который будет влиять на рынок в 2023 году.
«Наша компания никогда не зацикливалась на перспективах динамики российского рынка окон, потому что мы открылись на моменте спада более 10 лет назад, и с тех пор, оконный рынок не растет, – говорит Олег Коноваленко, основатель и владелец компании «Олкон». – Если оценить динамику рынка, идёт постоянное падение, поэтому я никогда не смотрел на рынок, падает или растет. Есть задача забирать долю рынка на постоянной основе, что и делает наша команда. Люди в компании постоянно проходят обучения, делятся знаниями, прокачивается весь персонал при разных рыночных ситуациях».
Рекомендуем прочесть: «Бей, беги или замри». Как меняются стратегии на рынке оконных производителей в 2023 году
Сезонность как фактор: да/нет?
Присущая оконному рынку выраженная сезонность как фактор планирования в 2023 году трактуется теперь тоже неоднозначно.
По мнению Сергея Ельникова (VEKA RUS), условная сезонность, сохранится, нет никаких факторов, которые бы повлияли на её привычные проявления. Его поддерживает Алексей Чурсанов («Оконный континент»), который считает, что в плане сезонности тренд на постепенное и плавное сглаживание кривой спроса будет сохраняться. Диаметрально противоположное мнение на этот счет имеет производитель СПК «Олкон». По мнению Олега Коноваленко на рынке больше нет такого понятия как «сезон», в качестве возможностей для роста в компаниях может выступать только хороший отдел продаж:
«Если у вас хороший отдел продаж, то о сезоне вы будете думать во вторую очередь, поэтому первично – это продажи и завоевание доли рынка. Вторично – это внешние факторы, на которые все смотрят. Не надо смотреть на внешние факторы, надо смотреть на эффективность вашей компании», – считает предприниматель.
Рекомендуем прочесть: Что изменилось в 2022 году. Какие уроки нужно усвоить, чтобы быть успешным на волатильном оконном рынке
Фактор спроса
Признаки падения спроса в сегменте частного заказчика были заметны уже в середине 2022 года, а в последнем квартале, как говорят на рынке, спрос снизился почти на 30%. Похоже, это станет переходящей тенденцией и в 2023 году, поскольку желающих продать окна стало гораздо больше, чем желающих их приобрести.
«Для того чтобы на рынке был рост (прежде всего на рынке частного заказчика) необходимо, чтобы совпали два условия: возможность и желание потребителя делать покупки, – говорит Алексей Чурсанов. – На наш взгляд, первое условие – возможность – в достаточной мере сохраняется, так как последствия санкций еще не сказались в полной мере на накоплениях большинства наших граждан. Но вот желание покупать за последний год существенно ослабло и пока не восстанавливается из-за нестабильной и непредсказуемой ситуации в стране и мире. Слишком много страхов в голове у заказчика, чтобы решиться на долгосрочную покупку. В силу этих факторов предложение на рынке, очевидно, будет превышать спрос. У оконных компаний накоплен избыточный производственный потенциал, который легко «переварит» любые колебания спроса».
По мнению рынка, баланс «спрос – предложение» в сторону превышения предложения сегодня нарушен не только в частном сегменте. Спрос, обеспечиваемый в сегменте корпоративного заказчика, также подвергся коррекции в четвертом квартале 2022 в сторону снижения. Это временная ситуация или долгосрочная тенденция сказать сложно пока существует так много внешних факторов и рисков.
Фото: «Окна Петербурга». Остекление частного дома
«2023 год пройдет под флагом стагнации спроса как в корпоративном, так и в частном секторе, – прогнозирует генеральный директор компании «Окна Петербурга» Даниэль Паредес. – Самый оптимистичный наш прогноз в целом по отрасли это -5%, многое будет зависеть от внешних политических факторов, которые так же будут влиять на спрос, как и традиционная «сезонность» (март и сентябрь 2022 года нам в очередной раз это продемонстрировали). Прекращение роста цен на комплектующие и, как следствие, снижение отпускных цен, лишило участников оконной отрасли «допинга», который подпитывал всех нас в 2022 году. Поэтому ожидаем новых головокружительных виражей по дороге к 2024 году».
Фактор ИЖС
В то же время, с 2021 года рынок не перестает отмечать динамичный рост сегмента частной индивидуальной застройки. За прошлый год доля ИЖС составила 50% всех введенных в эксплуатацию зданий. Эту ситуацию в недалеком прошлом простимулировала пандемия. Теперь в дело включается экономическая подоплека – стоимость квадратного метра жилья загородных малоэтажек с возможностью ведения натурального хозяйства покупателями недвижимости, позволяет оконщикам рассматривать сегмент ИЖС, как перспективный и в 2023 году.
«Восходящий тренд ИЖС продлится. В ближайшие годы частная застройка будет составлять основной объем строительной отрасли», – считает владелец новосибирской оконной компании «Динал» Андрей Попов и многие другие участники отрасли.
Фото: «Динал». Остекление ЖК
Рекомендуем прочесть: Что нужно знать и делать оконным компаниям в 2023 году, чтобы развиваться на рынке малоэтажного строительства. Обзор
Фактор новых территорий и развитие туристической инфраструктуры
Один из новых факторов для рынка 2022-2023 года – возникновение новых территорий как присоединившихся к стране, так и получающих развитие внутри России. Восстановление Донецкой, Луганской, Запорожской областей вкупе с развитием туристической инфраструктуры по всей стране, по мнению участников рынка, потребует колоссальной работы. И эта работа уже началась.
«Можно предположить, что у регионов, которые территориально близки к Донецкой и Луганской областям, будут дополнительные источники заказов с этих территорий», – говорит Алексей Чурсанов.
«Мы предвидим рост в отрасли за счет ожидаемого подъема строительного рынка. Для оконной отрасли это основной драйвер. Строительная отрасль будет продолжать развиваться, – уверен Андрей Попов. – С одной стороны, этому способствует международная ситуация: иметь хорошую недвижимость для отдыха и инвестиций за границей сейчас небезопасно. На инвестиционный климат в Турции сильно повлияло землетрясение, а недвижимость в Европе для россиян стала не привлекательной в плане инвестиций по политическим соображениям. Поэтому люди, у которых есть возможность вкладывать и инвестировать в недвижимость, сейчас направляют свое внимание на вложения внутри страны. В первую очередь это коснётся мест, где развит туризм. По данным Ростуризма, поток из России в Европу по итогам 2022 года снизится почти в 15 раз по сравнению с 2019 годом – до около 1 млн человек. Люди остаются в России, и им нужно где-то отдыхать. Возросший спрос потребует развития инфраструктуры в туристических районах: новые гостиницы, рестораны, дороги и т.д. Строительство этих объектов повлечет рост в сегменте СПК. Окна будут востребованы!»
Подготовлено редакцией tybet.ru.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru