Кризис и качество. САЗИ – взгляд со своего шестка. Гладков С.А.


Понятие кризис в наше время знакомо каждому, а определений, объяснений, толкований на этот счет столько, что через край переливается. Но все же я хочу предложить и свое представление о кризисе и кризисах. Как сказано в названии – исключительно со своей позиции.  И лишь потому, что это представление имеет отношение к качеству товаров и честности компаний.

1. С кризиса и начну.

Если человек слегка простудился, он не опечалится: простуда длится «семь носовых платков», а потом этот гражданин снова станет тем, кем был, вернувшись к прежнему темпу жизни. 

Другое дело, если, до этого здоровый и поглощенный ежедневными делами, вдруг узнаешь от доктора, что теперь «больше чтобы ни-ни!», что острое нельзя, что надо чаще отдыхать, регулярно на осмотр к врачу и тому подобное…? Полагаю, что любому уже взрослому человеку знакомо ощущение грусти, когда за то, что раньше происходило само собой, теперь придется бороться, и не очевиден результат.

Выскажу предположение, что состояние этой  неопределенности относительно своего будущего, пришедшее на смену безмятежной «определенности», имеет прямое отношение к понятию кризиса.

Сезонный спад продаж «санок летом» или «телег зимой» у производителей саней и телег тревоги не вызывает: они знают, что после спада вновь будет рост, трудовые будни, заработки… Но настроение производителя лыж-саней стало бы совсем иным, в такой, например, фантастической ситуации, где будущий приход зимы или лета был бы всерьез поставлен под сомнение.

Или вот – по всему миру объявили бы НАСТОЯЩИЙ кризис (и очень даже СТРАШНЫЙ!), а некий отдельно взятый человек в это время абсолютно точно знал, что его лето/зима не заканчивается или потом наступит снова! Очевидно, что лично у него никакого кризиса не наступило бы: этот человек остался бы спокойным, целеустремленным и деятельным.

Таким образом, субъективной причиной кризиса для каждого из нас является не само по себе ухудшение качества жизни (понижение прибылей-зарплат, в этом смысле, я считаю идентичным тревожному диагнозу врача), а опасение, что это пришло навсегда. Ведь хочется по-прежнему высоко прыгать, бесстрашно лезть в холодную воду, кушать то, что привык кушать, летать к дальним и теплым морям, ездить на больших и красивых машинах.., но разум при этом говорит, что семейный доктор и авторитетные макроэкономисты, скорее всего, правы и  надо бы привыкать к новому состоянию...

2. А что у нас?

А у нашей с вами отрасли потребители покупают все меньше окон, отчего оптимизм на рынке стремительно улетучивается, а цены на материалы и комплектующие посыпались, как листва в октябре. И поскольку улучшить положение дел не получается даже с помощью лучших бизнес-консультантов, то состояние, в полном соответствии со сказанным выше, следует характеризовать как кризис: экономика стала «так себе», и есть опасение, что это надолго…

Естественной реакцией бизнеса на подобное развитие ситуации является снижение цены на свой товар с целью удержать на себе внимание рынка. Это лекарство лечит не причины, а последствия, поэтому эффект – не надолго. Во-первых, скоро все будут там же. И вновь придется «привлекать к себе внимание», причем тем же способом. Но хуже второе: это перманентное снижение цены неизбежно приведет к ухудшению потребительских свойств товара или услуги. Неизбежность связана с тем, что на фоне избыточной производственной мощности потребитель обязательно «выдавит» из поставщика цену ниже допустимого для существования в товаре запасов по качеству. И лишь позже, после экономических или иных потерь из-за несоответствия товара своим ожиданиям он, потребитель начнет задумываться и ПОКУПАТЬ БОЛЕЕ КАЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР. Пусть и с большей ценой.

Появится рост и будет сломлен тренд падения – то есть кризис закончится. Но «доживут» не все…

В начале марта я встретился с руководителем оконной компании из Узбекистана. Он с грустью рассказал, что думает остановить производство: он не может конкурировать с окнами, в которых 1)пакеты не имеют вторичного контура герметизации («стекла удерживаются профилем» – вот оправдание такого конструктивного изыска), 2)в профиле нет стального армирования, 3)вместо молекулярного сита уже засыпают речной песок. Результат – растущее недоверие покупателей к современному окну как таковому и обвал цен. УЖЕ ПОЯВИЛАСЬ КОМПАНИЯ, предлагающая «просто окно» как альтернативу пластиковому окну со стеклопакетом... 

Таков, в моем представлении, «путь» кризиса.

3. Есть ли другой путь?

Я могу ответить на этот вопрос лишь со «своего шестка». А подходит ли это решение для других «шестков», – не знаю...

Недавно на рынке появился полисульфидный герметик «для второго контура» по необычно низким ценам – один из листочков октября в том массовом полете вниз, который описан мной ранее в этой статье. Наши специалисты, изучив этот герметик, сделали вывод, что он имеет характеристики, заведомо недостаточные для обеспечения качества, как при изготовлении стеклопакета, так и во время будущей его эксплуатации у потребителя. Причем данная информация покупателю не сообщается – то ли скрывают это, то ли сами не знают, что производят и чем торгуют.

Мы решили «поправить ситуацию» и подготовили тщательное «Описание  корреляции технических показателей* герметиков и качества стеклопакетов (и окон)». Описание, как и сами Технические условия (см. примечание к предыдущему предложению), наша компания и партнеры распространяют среди покупателей и всех заинтересованных лиц – от производителей стеклопакетов до заказчиков окон.

Одновременно с этим наша компания выводит на продажу новый герметик, по своим показателям сравнимый с упомянутой выше «новинкой» по своим техническим характеристикам (впрочем, из уважения к потребителю, мы не стали повторять все «особенности» того материала). И, конечно, Описание корреляции технических показателей, о котором мы сказали выше, содержит достаточную для потребителя продукции информацию и об этом герметике.

4. Итак, наше заявление рынку.

Наша компания понимает сложность ситуации в отрасли и предпринимаемый производителями стеклопакетов поиск способов понижения себестоимости продукции.

Мы также полагаем, что требования к качеству светопрозрачных конструкции могут оказаться, в условиях кризиса, избыточными и, в этом случае, будут частично пересмотрены. Это справедливо и относительно тех требований, которые обеспечиваются техническими показателями герметиков для второго слоя герметизации стеклопакетов.

Считаем, что упомянутый пересмотр требований вряд ли будет происходить «сверху» (путем первоначального пересмотра требований к окну), а скорее «снизу»: методом проб и ошибок в применении новых материалов и решений. Во всяком случае, этот процесс уже идет.

Мы приняли решение участвовать в этом процессе, предложив рынку герметик с пониженными характеристиками. Наша компания гарантирует соответствие этого материала требованиям Технических условий* и подробно описывает свои представления о смысле технических показателей ТУ и методах их контроля.

Но мы предупреждаем производителей стеклопакетов и окон, что данный герметик, без сомнения, не является универсальным для существующего на рынке разнообразия типоразмеров и форм стеклопакетов, и решение о допустимости использования герметика в каждом конкретном случае – это решение самого изготовителя пакета.                

НАША КОМПАНИЯ НЕ РЕКОМЕНДУЕТ ВАМ ПРИМЕНЯТЬ ЭТОТ ГЕРМЕТИК И ЕГО АНАЛОГИ «ОТ КОНКУРЕНТОВ»: мы полагаем, что высокие характеристики герметиков Tiofest и Стиз-30 – это защита пакета от влияния неучитываемых погрешностей конструктивных элементов (искажение геометрии рамки и стекла, микродефекты и заниженная толщина стекла), неконтролируемых дефектов сборки пакета и окна и тому подобное. Поэтому, как мы считаем, применение таких герметиков через некоторое время приведет Вас к необходимости учитывать указанные погрешности при проектировании, изготовлении и монтаже окна, что вызовет новые расходы, которые нивелируют разницу в цене герметиков (просто потому, что вклад стоимости герметика в стоимость пакета и тем более окна весьма  незначителен). Но мы готовы поставлять Вам новый герметик «СП-Ультралайт» по Вашим заказам в любом количестве.

Отдельно – для производителей окон. Обращаем Ваше внимание на то, что понижение описанных выше «запасов защиты» с большей вероятностью проявится в Ваших изделиях и, скорее всего, Вы не сможете доказать, что причина – в ошибочном применении герметика. Поэтому рекомендуем Вам ввести в свое предложение рынку «Окно-Ультралайт», оставив Вашему покупателю выбор, но не скрывая от него разницы в характеристиках окон. Не сомневаюсь, что после пары-троечки экспериментов покупатель будет выбирать «хорошее окно», а не «дешевое». Ведь разница в цене между этими окнами составит примерно 35 р (при цене окна в  12 тысяч рублей это составит 0,3%). Просто покажите клиенту эту разницу.

В заключение хочу отметить, что, по моему мнению, предлагаемый нами подход, кроме явной эффективности, является еще и честным отношением к потребителю. 

 
С уважением к Вам и всем другим потребителям нашей продукции,
Генеральный директор Производственного объединения САЗИ – Гладков С.А.

*напомню, что технический показатель – это свойство товара, специально введенное разработчиком в Технические условия (ТУ) на товар. Технические показатели не являются потребительскими свойствами и лишь, по мнению разработчика, коррелируют с ними. ТУ – это единственный юридически сильный документ, который фиксирует гарантии производителя перед потребителем. Таким образом, производитель гарантирует соответствие товара не ожиданиям покупателя, а значениям технических показателей, установленных в ТУ. Решать, насколько корректна корреляция, должен сам покупатель – в полном соответствии с «Законом о техническом регулировании». Для этого ТУ должны быть безусловно доступны потенциальному покупателю (то есть – любому лицу).